Талант, как известно, не пропьешь. Хотя провинциальный актер Василий Васильевич Светловидов прилагает к тому максимум усилий. Так что в день бенефиса коллегам приходится приводить его в рабочее состояние посредством затрещин, касторки и прочих проверенных средств от запоя. Недавняя премьера Волгоградского ТЮЗа «Упоенный, счастливый, падаю перед ней на колени!..» – недвусмысленное, почти, публицистичное высказывание о русском театре и актерах.Основой спектакля художественного руководителя ТЮЗа Альберта Авходеева стали ранние рассказы и драматические миниатюры Чехова. Режиссер «переплавил» их в единое, хотя и несколько эклектичное действо, скромно обозначив жанр: «сцены о театре и любви». Постановка осуществлена на грант губернатора Волгоградской области.

Перед началом и в антракте звучат «концептуальные» песни: «Театр» Сарычева, «Актриса» Меладзе, «Марионетки» Макаревича и т.д. Сцена представляет собой театральное закулисье: коричнево-серые кирпичные стены – неуютная, неустроенная изнанка «храма Мельпомены». По ходу действия однако стены оживают, превращаясь в страницы альбома с образами актеров-кумиров разных поколений. Костюмы почти «аутентичны» – по моде середины XIX века (художник Людмила Терехова). Спектакль построен на эмоциональном контрасте. Первое действие – этакая музыкальная шкатулка с секретом: спектакль в спектакле. Почтеннейшей публике являют «бенефис Светловидова» – постановку по пьесе Антоши Чехонте «Медведь». Играют ее именно так, как, возможно, играли провинциальные актеры позапрошлого века: отчаянно хлопочут лицом, «дают страстей» и поют комические куплеты. При этом бенефициант, он же главный герой, страдает жестоким похмельем. Второе действие – время исповедальных монологов, фирменного чеховского «пропала жизнь» и прочей «мерехлюндии», по справедливому выражению одного из персонажей.

Актерский состав – особая удача спектакля. Артисты ТЮЗа «упоенно, счастливо» включаются в разговор о себе-любимых. Не забывая при этом о самоиронии. В постановке нет случайных образов. За каждым персонажем – своя история, судьба. Что вдвойне ценно, ведь в основе – не готовая пьеса с «прописанными» героями. Великолепна «прима» и, разумеется, верная пассия антрепренера Ликанида Свирепеева (Татьяна Доронина). Убедителен Игорь Гришалевич, сменивший привычное амплуа лирического героя на острохарактерный образ. Но центр притяжения спектакля – заслуженный артист России Василий Богатырев. Это тот счастливый случай, когда актер и роль, что называется «нашли друг друга». Удивительный, завораживающий голос – природный дар или плод актерской школы иной эпохи? Трудно сказать. Но дамы в зале проникаются сразу и безоговорочно.

Принято писать, что «Чехов – это про нас». Это так и не так. Хотя фразы, о том, что «сценическое искусство пало», про рабов копейки, про актеров, не получающих жалование, увы, актуальны. И все же не о том спектакль, что «тяжела и неказиста жизнь российского артиста». Это-то давно известно. А конкурсы в театральные вузы, меж тем, не убывают. Отчего так? Приходите на премьеру, поймете.

Алина Ромина


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here