Социальные сироты — так на официальном языке называют мальчишек и девчонок, родители которых (хотя один из них) живы, но не исполняют своих обязанностей по отношению к детям. За каждым из этих ребят стоит большая беда: у кого-то вся семья алкогольно зависима, у кого-то в живых одна мать, и ей до ребенка дела нет. А кого-то родители были просто вынуждены отдать в приют из-за нищеты и невыносимых жилищных условий.  

Воспитать этих ребят достойными людьми, помочь им справиться с тяжелым прошлым и дать дорогу в будущее — все эти задачи решают в православном Доме милосердия (г. Волжский). ИНТЕР уже не раз писал о батюшке Викторе и матушке Евгении (Ватейчкиных), которые воспитывают ребят в Доме милосердия, а также принимают детей в свою семью. Всего супруги  выступали опекунами для 17 детей, не считая четверых приемных, еще более 350 воспитывались или воспитываются в приюте. Сегодня мы в очередной раз публикуем размышления матушки Евгении, страницы семейного дневника Дома милосердия.

Чему учат в школе 

К сожалению, в этом году нам не удалось найти учителей, которые согласились бы преподавать в Доме милосердия. Очень жаль. Учителей останавливает то, что работа здесь не засчитывается в стаж, так как мы являемся учреждением дополнительного образования. Так что придется нашим детям продолжить учебу в обычной школе… Приводим их туда и уводим, учатся многие хорошо, несут в Дом пятерки и четверки. Но душа у меня не на месте. Пока дети были на домашнем обучении, и распорядок дня у нас строился по-другому, и, главное, они были другими. Пошли в обычную школу — мальчишки начали курить,  сквернословить, и уже трудно с ними что-то поделать.

Убеждена, что до определенного времени, пока юный человек не окрепнет духовно, не может дать отпор всякой нечисти, надо максимально оберегать его от дурного влияния. Идеально, когда дети до вечера находятся под присмотром педагогов, учатся, занимаются творчеством,  а вечером переходят в руки родителей. Вот такое окружение может привить им доброе и вечное, пока еще не поздно что-то прививать…

Об иммунитете 

Два новых воспитанника у нас, брат с сестрой, и как же у меня за них болит душа. Ребята из неблагополучной семьи, и чем больше наблюдаю за ними, тем лучше понимаю: эти дети вряд ли смогут жить в социуме, они там просто пропадут. Они какие-то абсолютно беззащитные, совершенно не ориентируются в окружающей среде, подвластны любому влиянию. Кто за собой поманит — за тем и пойдут, сопротивляемости в них нет никакой. Что их ждет, какое будущее, когда они покинут наш Дом?

Таких ребят, напрочь лишенных внутреннего стержня, сейчас много вокруг. Когда думаю, почему они такие, понимаю: это количество наших грехов переходит в качество. Невенчаные браки, брошеные дети, матери-одиночки, безверие — вот что вокруг нас. У этих детей нет внутреннего стержня — а кто бы его туда вложил? Если нет духовных ценностей у родителей, откуда они возьмутся у детей? Честь, совесть, патриотизм, целомудрие — эти понятия ушли в прошлое, стали пустым звуком, набившей оскомину моралью.

Мне иногда говорят: вот вы воспитываете детей с молитвой, прививаете им высокие православные идеалы, а что с ними будет потом, когда они столкнутся с обычным миром? У них же никакого иммунитета не выработано по отношению к жизненным реалиям. Но я с этим не согласна. У подавляющего большинства тех ребят, что покидают стены Дома милосердия, такой

иммунитет есть, и в жизни они встают на правильную дорогу.  Особенно меня радуют девочки. Никто из наших воспитанниц не пошел по кривой дорожке, все девочки создают семьи, становятся хорошими женами и матерями, никто не бросает детей.

Вот, например, Наташа. Так получилось, что после окончания училища, куда ребята уходят из приюта после девятого класса, ей некуда было податься, семья у нее неблагополучная. Сказала: живи у меня. Она прожила два года. Познакомилась с хорошим парнем, вышла замуж, обвенчались, родила уже двух детишек. А потом взяла в свою семью еще двоих детей сестры. Так в 25 лет Наташа стала многодетной мамой. Такая умничка, не нарадуюсь: сама за рулем, детей в школу и по секциям развозит, на курсах учится, все успевает…

Или Аня. В 10 лет она сама пришла в наш Дом и сказала: возьмите меня, хочу у вас жить. Привела ее нужда: в небольшом селе родители работу найти не могли, денег даже на еду не было, жили впятером в комнатушке барака.  А вот девочка оказалась, вопреки всему, очень целеустремленной. Училась хорошо, музыкой занималась. Когда закончила музыкальный колледж, попросила отправить ее учиться в Москву. Поступила там в педагогический на музыкальное отделение, стала жить, работала в караоке-клубе. Вот там в нее и влюбился молодой человек, директор этого клуба. Хороший парень оказался, ребята поженились, обвенчались. Аня попала в обеспеченную семью, свадебное путешествие у ребят было в Доминикану, и сейчас они часто ездят за границу. А на свадьбе Аня сказала: «Пока училась в школе, я стыдилась признаться, что воспитываюсь в приюте. А сейчас я этим горжусь». Меня это до слез проняло, не от каждого такие слова доводится услышать…

После приюта 

Да, наши дети порой возвращаются к нам и ищут поддержки. Особенно мальчишки, им сложней. Думаю, если родители были пьющие, и детей зачали в пьяном угаре, происходит какой-то генетический сбой, и такие ребята, вырастая, не могут до конца адаптироваться к окружающей среде. Вижу, как им трудно работать на одном месте — может, от того, что в детстве многим пришлось бродяжничать и попрошайничать. Трудно создать семью: женятся, потом разводятся…

Вот одного такого отправила недавно в монастырь. Рос у нас в приюте, но пришло время и он вынужден был вернуться в семью, откуда его в свое время изъяли. А там все пьют — мать, отец, сестра, брат… Слава богу, у него хватило сил прийти ко мне и сказать: «Матушка, помогите, я там погибаю». Да, ни работы у него, ни жилья, с женой развелся, но хотя бы понял, что надо спасаться самому…

Он не один такой. Живет у меня сейчас Юрий, которого мы воспитывали с семи лет. Всех детей учим музыке, вот и он выучился петь на клиросе. Этим и зарабатывал на жизнь. Женился, родили ребенка, не пил вообще. Но не задалось… С женой развелся,

постоянной работы не было, как и крыши над головой. Теперь ждет весны, чтобы уехать в Валаамский монастырь.

То, что пришлось пережить в детстве, не проходит бесследно, эти дети так и остаются неприкаянными. Но важно то, что удается заронить зерно веры в их души…

О взрослых 

Часто думаю о том, почему наше общество заботится о детях,  но  равнодушно к взрослым? Они не всегда безнадежны! Самые отрадные для меня случаи, когда через наш Дом кровные семьи восстанавливались и объединялись.

Сначала родители приходили навещать своих сыновей и дочек в приют. На службах стояли, я с ними беседовала, дети, конечно, за них молились, да и сами родители тоже учились молиться. А потом многие бросали пить, начинали жить нормальной жизнью, и когда ребята покидали приют, то возвращались в кровную семью. Таких матерей и отцов удавалось привести к вере, объяснить им, что цели перед человеком должны стоять высокие, а не временные, внутреннюю планку важно поднять высоко.

Заронить зерно 

За 18 лет работы Дома милосердия, когда  переживаешь за каждого воспитанника, здоровье, конечно, подорвалось. Но продолжаю работать по мере сил… Годы трудов привели меня к мысли, что если бы государство воссоединилось с церковью и передало в ее руки образование и воспитание, это помогло бы вывести страну на другой, более высокий нравственный уровень. И национальную идею, которую так упорно ищут политики, можно изложить в двух словах — Святая Русь. Если страна живет без веры, благодать от нее отходит.

Привить веру непросто, и не всегда зерно прорастает в первом поколении. Были у нас ребята, которые по-настоящему не приобщились к Богу, несмотря на все наши старания. Но теперь, став взрослыми, они несут в храм и крестят своих детей. И я верю, что их дети, которые не узнают страданий сиротства, примут веру глубоко в душу…

Уважаемые читатели, на сайте ИНТЕРа inter-volgograd.ru в рубрике «Приемной семье» собраны все статьи проекта ИНТЕРа «Мы можем стать родными», адресованные замещающим родителям. Здесь вы найдете множество полезных советов педагогов, психологов, юристов, специалистов служб опеки, самих приемных родителей. Если у вас останутся вопросы или вы хотите высказать мнение и пожелание о проекте, обращайтесь в ИНТЕР по тел.: (8442) 97-23-97 или 8-917-833-95-39, пишите inter-lk@mail.ru. Если ваш вопрос юридического плана, то его можно разместить на сайте inter-volgograd.ru в разделе «Вопрос экспертам» в рубрике «Семейное право».

Данный информационный материал подготовлен в рамках Всероссийского конкурса медиапроектов «Конёк».


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here