КХ «Орловское» из станицы Клетской работает 25-й год. Основателями его являлись два брата – Иван и Станислав Харитоновы. Станислав Дмитриевич впоследствии и руководил хозяйством в течение 19 лет. Он и сейчас никуда не ушел, просто пять лет назад главенство перешло в руки его племянника – Харитонова Сергея Ивановича, а сам он стал его заместителем.

Харитоны с ударением на «ы»

— Нас тут Харитоны называют, — скороговоркой, улыбаясь, с ударением на «ы» проговорил Станислав Дмитриевич. – Потому что коллектив состоит, в основном, из Харитоновых: два моих родных брата – Иван и Николай, двоюродные братья, племянники, зятья. В общем, семейный у нас бизнес.

Что примечательно, зарплату все в хозяйстве получают одинаковую. Это принципиальное решение, чтобы никто не был в обиде – семья-то одна.

На сегодняшний день в активе «Орловского» 2 300 га земли, большая часть из которой, арендованная – у людей, у района. Последние годы севооборот хозяйства включает в себя, как правило, три культуры: озимую пшеницу, нут и лен. Иногда перечень пополняет сафлор.

Несмотря на то, что Харитоновы выращивают такие передовые и, в общем-то, еще не ставшие традиционными для нашего региона культуры (если не считать пшеницу), классическая технология обработки почвы по-прежнему не отвергается – под пшеницу пашется земля с оборотом пласта, обязательно паруется. А вот после уборки пшеницы ее обрабатывают дискатором, чтобы на эти площади посеять либо лен, либо нут.
Ведущей культурой остается, конечно, озимка – под нее отводится порядка 800 га. Столько же – под пары. Около 400 га засевается нутом, примерно 300 га – льном.

— В прошлом году сафлор сеяли немного – до сих пор его продать не можем, — невесело посмеиваясь, сетует Станислав Харитонов. – Давали всего по семь рублей за килограмм, думали, не будем отдавать так дешево, подождем цены. А сейчас и шести рублей не дают.

В этом году с посевной не спешили – начали после Дня Победы и на этом выиграли, считают «Орловские» землепашцы. Потому что череда дождей у многих соседей стала причиной болезни побегов нута. А Харитоновы этого избежали.

«Сейчас мы оперились…»

Хозяйственный двор «Орловского» густо заставлен техникой. Предполагаю вслух, что с обеспечением сельхозмашинами проблем, видимо, нет.

— Сейчас-то мы оперились, как говорится, — соглашается мой собеседник. – А как начинали? В 93-м нам колхоз дал старенький ДТ-75, «Кировец», практически, негодный – ему лет 30 было, и Т-4. Своими руками чинили трактора и пахали, культивировали. Первый сезон с канистры заправлялись, бензовоз взяли только на второй год. Он, кстати, до сих пор у нас на ходу – 24-й сезон служит.

На сегодня в КХ «Орловское» каждого вида техники, в основном, по четыре единицы: четыре «Кировца», четыре ДТ-эшки, четыре комбайна. Два «Белоруса» есть.
Раньше комбайны в лизинг брали. Но время летит быстро. Одному «Дону» уже 14 лет, другому – 10. Пора уже и подновить. Этим и занимаются постепенно.

— Вот недавно взяли новый комбайн «Палессе» причем, по 5-процентной программе. Сами не ожидали, что так повезет. Купили «Кировец». Хотя и старый у нас работает, как часы. Ребятишки его починили, он теперь лучше, чем с завода, — так по-родственному тепло своих племянников и зятьев называет Станислав Дмитриевич.

«И на этом спасибо…»

Вообще-то руки у «ребятишек» и в самом деле золотые. Переделали «УАЗик» в разбрасыватель удобрения, и теперь он заменяет по своей производительности три «Белоруса».
«Это как?», — спрашиваю. «Вот так, — отвечают мне, — «Белорус» по полю идет 12 км в час, а наш «УАЗ» — 40 км в час». Поразительно!

Мы вышли на солнышко из вагончика, где в свободную минуту от работы пьют чай многочисленные «Харитоны». Кто-то возился у комбайна, кто-то занимался профилактикой другой техники. Идет подготовка к уборке пшеницы.

— Мы тут горазды на все руки, — добродушно, как-то по-свойски, продолжает свой рассказ Станислав Дмитриевич. – Я, например, по-пенсионерски помогаю Сергею (главе) по хозяйству, и на бензовозе работаю, и на самосвале. Долгое время бухгалтером даже работал. И так каждый.
На мой вопрос, пользуется ли хозяйство господдержкой, Станислав Дмитриевич снова заулыбался и сказал:

— А как же. Погектарную помощь нам выделяют. Немного, конечно, но и на этом спасибо. Технику, опять же, помогают покупать, — он выдержал паузу и добавил, — а лучше бы нам с ценами помогли на продукцию. Сафлор вот стоил по 16-17 рублей за килограмм, а позволили опустить цену до 7 рублей. Вот что обидно.

Про планы на будущее Станислав Дмитриевич говорит сдержанно: можно было бы расшириться, да земли свободной нет. А так вся перспектива уже очерчена – работать, пахать землю, растить хлеб, помогать детям и родной станице…

Оксана Яблочкина


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here