На первый взгляд, с трудоустройством в нашем регионе все в порядке – несмотря на рост уровня безработицы (с 6,6% в 2014 году до 7,4% в 2015 году), не имеющих места работы граждан значительно меньше, чем заявленных работодателями вакансий.

Больше того, если в целом по стране коэффициент напряженности (численность зарегистрированных безработных в расчете на 1 вакансию) за тот же период повысился с 0,7 до 1, то в Волгоградской области этот показатель даже снизился – с 0,6 до 0,5. А в 2016 году и вовсе уменьшился до 0,3.

То есть, на одного безработного в регионе приходится 2-3 вакансии. По сути, это должно указывать на отсутствие напряженности с трудоустройством. Тем не менее, в регистре службы занятости числится 15 тысяч безработных.

Наше дело – обучить

По мнению специалистов региональной Контрольно-счетной палаты, это свидетельствует, во-первых, о недостаточном взаимодействии всех участников рынка труда Волгоградской области. А во-вторых, о наличии проблемы количественного, качественного и территориального дисбаланса спроса и предложения на трудовые ресурсы.

Проанализировав деятельность властных структур в этой сфере, аудиторы КСП пришли к выводу – сложившаяся на рынке труда ситуация объясняется, в частности, тем, как работает у нас система организации профобучения и дополнительного профессионального образования безработных.

Выяснилось – при этом не учитывается их реальная востребованность на рынке труда. Иными словами, все мероприятия в этой сфере носят формальный характер и выполняются «для галочки».

Вот, в частности, один пример – по направлению центров занятости населения (ЦЗН) по специальности «кладовщик» за исследованный аудиторами КСП период было обучено 110 человек. Из них по специальности трудоустроились лишь 11.

Второй пример – квалификацию «менеджер офиса» получили 40 безработных граждан. Соответствующую работу нашли четверо. И в том, и в другом случае – только каждый десятый.

Между тем, на эти цели выделяются солидные бюджетные средства.

Что мешает плохому танцору

Не способствует улучшению ситуации существующая в регионе система среднего профессионального образования. По данным КСП, количество и структура подготавливаемых в ее рамках специалистов не совпадают с производственными потребностями предприятий, работающих на территории области.

Еще одну причину недостатка востребованных работодателями кадровых ресурсов специалисты КСП видят в том, что государственная служба занятости населения (ГСЗН)потеряла свою привлекательность для жителей региона. В поисках работы они предпочитают обращаться а популярные интернет-сайты.

Так, если на одну вакансию, заявленную в ГСЗН Волгоградской области, приходится 0,4 безработных, то на 1 вакансию, размещенную на сайте avito.ru на 10 октября 2016 года – 7,8 соискателя.

Это объясняется тем, что банк вакансий ГСЗН не полон и не актуален. Кроме того, центры занятости населения располагают банком вакансий в привязке к конкретному муниципальному образованию. А информации о наличии свободных рабочих мест в соседних, территориально близких районах, у них нет.

Кроме того, ГСЗН не активна в выстраивании отношений с работодателями. По закону они должны своевременно представлять в этот орган информацию об имеющихся вакансиях. А если не делают этого – нести наказание. Но к административной ответственности таких работодателей в нашем регионе привлекают крайне редко.

Где деньги лежат

Все вышесказанное привело к тому, что уровень безработицы в нашем регионе превышает среднее значение по России в целом.

– При этом изменение государственной политики региона в сфере содействия занятости населения, по нашим подсчетам, может пополнить консолидированный бюджет Волгоградской области на сумму около 3 млрд. рублей, – уточняет заместитель председателя КСП Лариса Горгоцкая.

По подсчетам специалистов КСП, снижение уровня безработицы в регионе до среднероссийского позволит увеличить объем поступлений налоговых платежей в бюджет на сумму более 500 млн рублей. А, кроме того, сэкономить около 350 млн рублей бюджетных средств на социальную помощь и на обязательное медицинское страхование неработающего населения Волгоградской области.

Трудоустройство 18 тысяч человек в сфере переработки зерна и овощной продукции (этот сектор экономики региона в КСП оценивают как потенциально перспективный) способно пополнить консолидированный бюджет области еще примерно на 1,08 млрд рублей. А сокращение количества подлежащего медицинскому страхованию населения на число неработающих и занятых в теневой экономике жителей Волгоградской области – на 1,5 млрд рублей.

По итогам проверки региональная КСП направила рекомендации губернатору области и в соответствующие органы исполнительной власти региона.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here