Налога на тунеядство — эта тема широко обсуждалась на минувшей неделе в российском обществе. Напомним: министр труда и социальной защиты населения Максим Топилин рассказал, что власти планируют ввести сбор для безработных граждан, так как они пользуются имеющейся социальной инфраструктурой, но при этом не вносят налоговые платежи в бюджет. Сумма сбора может составить 20 тысяч рублей.

Реакция на возможное новшество последовала незамедлительно. Тема вызвала множество негативных откликов, видимо, поэтому власт решили прояснить ситуацию дополнительно. Премьер Дмитрий Медведев на совещании в Ингушетии пояснил, что, во-первых, вопрос прорабатывается. Во-вторых, предложил называть планируемый платеж сбором за пользование социальной инфраструктурой, но на налогом на тунеядство.

Очевидно одно: раз власти дали сигнал, сбор введут, это лишь вопрос времени и «прокачки» общественного мнения. Так что же будет означать новшество для граждан и государства. Вот какое мнение высказал по просьбе ИНТЕРа эксперт издания, заслуженный юрист РФ Владимир Кудрявцев.

— Мне представляется, что предложения Топилина – это чистый фискал, т.е. вариант пополнения казны. Но это не функция Минтруда, хотя в последние годы под видом предоставления госуслуг деньги собирают, где только представляется возможным, порой даже заставляют надзорно-контрольные органы планировать сбор штрафов (естественно, требуют их прирост по годам), хотя по логике и нарушения и штрафы – при должном контроле — должны убывать.

О «налоге на тунеядцев». Я бы эти два слова не употреблял рядом. Во-первых, исторически «тунеядством»  признавалось  уклонение от общественно полезного труда, а в рыночных отношениях законодательно признается свобода труда (ст.2 ТК РФ), вряд ли нынешние российские  законодатели преодолеют этот международный принцип.

Во-вторых, в рассуждениях Голодец мне видится некоторая – хотя и суровая — логика: все, кто имеют право законно не работать, все же пользуются медобслуживанием, а в соответствующее время вправе претендовать на социальную (или иную нестраховую) пенсию. А так как средства на медицину и пенсию государство собирает через Единый социальный налог — ЕСН (сейчас это называют «страховые сборы») с работодателей, то и неработающие трудоспособные граждане  РФ должны вносить свою лепту.

На мой взгляд, не имеет значения, по какой причине человек не работает – воспитывает детей, находится на иждивении, не может найти работу или просто решил передохнуть.  Однако должны быть законодательно четко обозначены категории трудоспособных лиц, которые не вносят такую плату – пенсионеры, студенты, инвалиды… Нетрудоспособность или освобождение от оплаты должны быть официально подтверждены.

На сегодняшний день из ЕСН производятся отчисления в социальные фонды: в ПФР —  22,0%, в ФОМС – 5,1%, в ФСС – 2,9%. Государство справедливо рассуждает, что если не работаешь, то пополни часть социальных затрат; конечно,  неработающий не должен платить в ФСС, так как он не воспользуется пособиями по временной нетрудоспособности или выплатами при несчастном случае на производстве (или профзаболевании). А вот поликлиникой, больницей, скорой помощью  –  воспользуется, пенсию тоже захочет иметь.

Я бы назвал эту норму не «налог на тунеядцев», а «социальный сбор с (трудоспособных) неработающих граждан (старше 18 лет)» – ССНГ. Обозначенная Топилиным  цифра предполагаемого налога в 20 тыс. руб., по-моему, несколько условна. Я предлагаю более четкий и подконтрольный  механизм подсчета ССНГ (к тому же,  20 тыс. руб.  подсчитаны министром по данным МРОТ на первое полугодие 2016, а с июля он – 7500 руб. Так  же полагаю несправедливыми  упомянутые выплаты- отчисления из местного бюджета за кого-либо: это кому-то  «жизнь на халяву», так как бюджет складывается из конкретных чьих-то налогов и плат).                                                                                                    Вот мой подсчет ССНГ на основе МРОТ, он должен и приниматься одновременно с МРОТ: ССНГ = 7500 руб. х 12 мес. х коэффициент перечисления в фонды (22,0% + 5,1% = 27,1%) = 7500 х 12 х 0,271 = 24 390 руб.  (24,0 тыс. руб. в год). Должно  быть предусмотрено так же: порядок индексирования этой суммы; сроки внесения ССНГ; размер пени за просрочку платежа; юридическая ответственность за неуплату ССНГ; порядок перерасчета при трудоустройстве плательщика; и т.д.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here