споры по поводу ОСАГО

Волгоградскому УФАС пришлось признать, что «Росгосстрах» не нарушал законодательства

30 августа в Волгоградском УФАС прошла импровизированная пресс-конференция руководителя ведомства Романа Лучникова и директора Волгоградского филиала «Росгосстраха» Юрия Овчарова.
Все участники встречи собрались ради заседания комиссии антимонопольного органа, на котором рассматривалось дело в отношении ПАО «Росгосстрах» – крупнейшего игрока на рынке ОСАГО. Напомним, УФАС обвинило компанию в невыполнении предупреждения об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Центробанк – за страховщиков
Предупреждение было направлено 5 мая этого года. УФАС настаивало – ПАО «Росгосстрах» должно обеспечить водителям, желающим заключить договор ОСАГО, возможность обратиться в компанию с заявлением в электронной форме, через официальный сайт.
Представители «Росгосстраха» возражали – такая обязанность возникнет у него с 1 января 2017 года, когда в обиход войдут электронные автостраховки.
По идее на заседании антимонопольной комиссии должны были присутствовать и представители Центробанка. Но, как уточнил Роман Лучников, они проигнорировали его уже в третий раз. А в ответе на письменный запрос Волгоградского УФАС поддержали страховую компанию. В итоге комиссия ведомства вынуждена была признать – страховщики законодательства не нарушали.
А вот то, что думают обычные автолюбители относительно ситуации с ОСАГО, на пресс-конференции озвучили журналисты.

«Регион мошенников и «судей-многостаночников»
Одним из первых вопросов, адресованных Роману Лучникову, стал: почему именно Волгоградская область оказалась в числе так называемых «токсичных» регионов, в которых автовладельцы не могут в законном порядке и в разумный срок заключить договор ОСАГО?
Руководитель УФАС передал пас директору Волгоградского филиала «Росгосстраха».
– Уже не раз говорилось, что в нашем регионе сложилась негативная ситуация, связанная с автопосредничеством, – высказал свое мнение Юрий Овчаров. – Интересы потерпевших в ДТП автовладельцев представляют автоюристы. Сами водители не доходят даже до страховых компаний – их перехватывают на месте ДТП, берут у них доверенности. Кроме того, в нашем регионе очень развито мошенничество – зачастую ДТП, которых не было, просто «рисуют». И собственники машин очень удивляются, когда мы вызываем их на осмотр пострадавшего автомобиля. Этому способствует благоприятная судебная практика – из страховых компаний выбивают суммы, в разы превышающие размер ущерба, который причинен гражданину. Изменить ситуацию позволит только комплексная работа правоохранительных, судебных и властных органов.
– Юрий Викторович, неделю тому назад ИНТЕРу дал интервью председатель облсуда Николай Подкопаев, — вступил в разговор представитель нашего издания. — Он говорил, что автостраховщики сами не ходят в суды, не высказывают свою позицию по заявленным требованиям и не оспаривают решений в апелляционной инстанции.
– Это неправда. Конечно, при таком объеме дел по ОСАГО юристы страховых компаний не успевают посетить все заседания. У нас есть судьи-многостаночники, которые рассматривают по 100-200 таких дел в сутки – у них это поставлено на конвейер, и все об этом знают.

За идею
– Юрий Викторович, – задал вопрос уже Роман Лучников, – не кажется ли вам, что волгоградцы оказались в сложной ситуации из-за странной логики страховых компаний: меня ограбили – и я ограблю того, до кого дотянется рука?
– Я не вижу, кого мы грабим, – возразил Овчаров.
– Посмотрите на меня – я перед вами, – пошутил один из журналистов.
– У страховых компаний мошенническим путем извлекают деньги автоюристы, а страховые компании, не имея возможности (в том числе в силу объективных причин) справиться с этими мошенниками, считают, что можно компенсировать свои потери за счет граждан, – расшифровал руководитель УФАС.
– Не согласен с вашими выводами, – возразил Овчаров. – Одна из мер, предложенных Центробанком, – так называемый период охлаждения. Человек, которому навязали дополнительные услуги, может в течение пяти дней прийти в офис любой страховой компании и отказаться от них. И таких обращений сегодня очень много, потому что агенты, случается, реально навязывают услуги. Хотя за это у нас предусмотрены штрафы.
Директор волгоградского «Росгосстраха» между прочим заметил – перед агентами компании не ставят задачу продавать договоры ОСАГО, они не получают за это комиссию. То есть работают за идею? Не потому ли, чтобы получить комиссионные, агентам приходится «доить» клиентов?

Кто в сговоре?
– У многих складывается ощущение, что на рынке ОСАГО между страховыми компаниями имеет место сговор, – не сдавался Роман Лучников. – Практически одновременно все они начали вести политику, так скажем, недоброжелательную к потребителю.
– Если есть сговор, должна быть цель, – парировал Овчаров. – Я ее не вижу. Вот если бы мы, например, хотели поднять цены… Почему раньше страховщики не сговаривались, а сейчас вдруг сговорились? Просто чем дальше компании работают, тем больше их убытки, в частности, в Волгоградском регионе. И в какой-то момент чаша переполнилась…
– Есть и другое мнение, – подхватили журналисты, – что существует сговор между страховщиками и автоюристами. Не редкость, когда при обращении в страховую компанию пострадавшему при ДТП сразу выдают визитку автопосредника.
– Если мы говорим о страховых компаниях как о юридических лицах, я вас уверяю – такого сговора нет, – отбивался Овчаров. – Если о конкретных людях, работающих в компаниях, – такие случаи есть, отрицать это бессмысленно. Мы с ними боремся, потому что нам это невыгодно.

На кого бог пошлет?
– В рамках системы Единого страхового агента, созданной Российским союзом автостраховщиков (РСА), автовладелец может сегодня заключить договор без довеска в виде навязанных услуг с любой из страховых компаний, работающих в этой сфере на территории России, — задали еще один вопрос журналисты. — Каков будет алгоритм действий водителя, попавшего в ДТП? Ведь далеко не все эти компании имеют офисы в Волгоградской области. А выбирают ее по принципу – на кого бог пошлет.
– У каждой такой компании есть представитель в нашем регионе, — ответил Юрий Овчаров. — Или же она заключает соглашение о предоставлении ее услуг с другой страховой компанией, которая располагает офисом в Волгоградской области. Информацию об этом можно получить в Интернете – на сайте компании, в которой водителя застрахуют путем случайной выборки.
– Вопрос от читателя ИНТЕРа, жителя Михайловского района: как можно снизить сумму автостраховки, если водитель обладает 20-летним стажем безаварийной езды?
– Сегодня этот вопрос взял под единый контроль РСА. Все страховые компании сбрасывают туда информацию о ДТП, а база выдает коэффициент, который присваивается тому или иному водителю. Конечно, бывают сбои. Я уже приводил пример, что порой люди и не знают, что на них оформлено ДТП. Если человек несогласен с коэффициентом, можно обратиться на сайт РСА или в нашу компанию.

Цифра:
282% составил, по данным ЦБ РФ, уровень убыточности деятельности Волгоградского филиала «Росгосстраха» в сфере автостраховки в 1 квартале 2016 г.. Согласно статданным, объем страховых премий по вступившим в силу договорам ОСАГО равен за этот период 183 млн 614 тыс. руб., размер выплат, осуществленных компанией по вступившим в силу решениям судов – 517 млн 599 тыс. руб.

В тему:
В начале сентября УФАС РФ по Волгоградской области запустит на своем сайте (volgograd.fas.gov.ru) опрос жителей нашего региона по итогам работы механизма Единого страхового агента Российского союза автостраховщиков. По его результатам руководство антимонопольного ведомства намерено выйти с предложениями о внесении изменений в российское законодательство, касающееся ОСАГО.
Однако и в действующем законодательстве Роман Лучников нашел как минимум три рычага, которыми располагает ЦБ РФ для воздействия на страховые компании: это приостановление лицензии, ограничение лицензии и – крайняя мера – отзыв лицензии.
– Однако но ни одним из этих инструментов Центробанк не пользуется, – заметил Лучников. И я хотел бы обратить как минимум на пассивную позицию Банка России в этой сфере.

Фото с сайта УФАС

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here