Почему эпидемию клептомании в России не победить

На днях в соцсетях опубликовали ролик, где запечатлен волгоградец, ворующий щебенку на улице Копецкого в Красноармейском районе. Она была свалена в кучу для ремонта, и автор снабдил свое видео гневным пассажем: «До тех пор, пока будет продолжаться такое беднячество, не видать нам ни хороших дорог, ни хорошей жизни в нашем городе».

Но в комментариях этот сам себе Михалков получил суровый отпор. По мнению многих зрителей, виноват скорее обличитель, поскольку «подставил парня» и «хочет показаться святее Папы Римского».

Портал V1 провел опрос, где симпатии и антипатии к дорожному вору распределились следующим образом.

Категорически его осуждают 35,3%. Еще 15,7% осуждают, но «относятся с пониманием». 3,9% «не видят ничего страшного», одобряют с ремаркой «не все же чиновникам воровать» 29,4%, а 11,8% считают, что непорядочно поступил именно автор ролика.

Как видим, большинство опрошенных, как минимум, прощают злоумышленника, как максимум, готовы сами бежать на большую дорогу с мешком и лопатой.

Неужели город-герой – одно большое скопище ворья, этакий Готэм-сити на Волге? Специально прогуглила вопрос в Интернете, и оказалось, что нет, ничего особенного. Щебенку (раствор, песок, асфальт и т. д.) так же вдохновенно тырят в Пензе, Новокузнецке, Вологде, и везде реакция соцсетей добродушно-понимающая: «Это он дорожные налоги компенсирует!». Так что со времен дефиниции Карамзина «Воруют» в России ничего не изменилось. И на то есть три веские причины.

Первая – русским, как известно, свойственно обостренное чувство справедливости. Моя мама работала машинисткой в горкоме КПСС одного из Северо-Западных регионов. Зарплата – 90 рублей. Раз в году она стенографировала какую-то партконференцию, и в эти дни в семье был праздник. Там можно было купить настоящие пирожные, бутерброды со шпротами и копченой колбасой. В общем, все то, что городской партбосс Николай Степанович, с его черной «Волгой» и трехэтажной дачей, построенной солдатиками из списанного за копейки лучшего кирпича, отгружал в свой рот ежедневно.

А видящая все это мама приносила с работы красящую ленту от пишущих машинок. Зачем?!! Это был способ её сопротивления.

Вторая – социальные лифты в клановой России веками работают самым причудливым образом. Вкривь, вкось, в обход, но только не так, как во всем мире. Природные способности не гарантируют твоего попадания в элиту, потому что чужих она не любит, и правила игры устанавливает сама.

В сущности, Дима Семицветов из «Берегись автомобиля» фигура не комическая, а трагическая. Помните этот крик души: «Ну почему я, человек с высшим образованием, должен таиться, приспосабливаться, выкручиваться?».

Выкручиваемся и сейчас.

И наконец, третья причина – фантастическая, даже какая-то принципиальная нечуткость элиты к проблемам простого народа.

Не удивлюсь, если этот парень на видео окажется молодым педагогом. Возможно, именно так он истолковал совет Дмитрия Медведева, который премьер дал дагестанским учителям, спросившим про разницу в доходах между ними, и силовиками: «Я абсолютно уверен, что современный энергичный преподаватель способен не только получать ту заработную плату, которая ему положена по должностному расписанию, но и как-то, так сказать, ещё что-то заработать».

В качестве примера глава правительства поделился личным опытом, рассказав, как читал лекции, проводил семинары. Живо представляю себе дагестанского учителя, бегающего по аулу в поисках ближайшего лекционного зала…

Народ у нас не фраер, он смотрит, и мотает на ус. Наблюдает, как по улицам едут на «Гелендвагенах» выпускники университета ФСБ. Слушает чиновника Шувалова, которому кажется смешным, что россияне покупают двадцатиметровые квартиры. И, видя все это, ведет свою тихую, партизанскую войну.

Санитарка сливает спирт в больнице, повариха выносит ведро картошки из детского сада, преподаватель вымогает взятку у студента.

Так что не нужно волноваться, Дмитрий Анатольевич.

Мы там держимся.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here