Страховые компании, допущенные на рынок ОСАГО, испытывают очередное весеннее обострение. Страдают от него, как водится, рядовые волгоградцы. Очереди в офисы страховщиков зашкаливают все мыслимые пределы. То же – с ценами на автостраховку, которую оценивают уже в сумму около 20 тыс. руб. и выше. Критическая ситуация и в районах области, откуда в ИНТЕР поступают многочисленные звонки. Что происходит — недоумевают читатели?
Представители Центробанка расписываются в собственном бессилии. Автолюбителям остается или ездить без полисов, рискуя регулярно нарываться на штрафы гаишников, или приобретать фальшивки, рискуя остаться без выплат в случае ДТП. И выхода из создавшейся ситуации у них, похоже, нет.

ОСАГО под «крышей»?
– Я – инвалид, сам машиной управлять не могу, – рассказывает волгоградец Валерий Малашин. – Страховку приходится брать «открытую», чтобы за руль моей «ласточки» мог сесть любой из родственников и знакомых – у кого найдется время, чтобы подвезти меня в поликлинику, больницу или по другой необходимости. В прошлом году заплатил за ОСАГО 7 тыс. руб. В этом году требуют 20 тыс.
По словам Валерия Михайловича, первую попытку застраховать машину он предпринял у МРЭО на улице Шопена в Дзержинском районе, где представители страховых компаний толпой «окучивают» потенциальных клиентов.
– Предложения прозвучали самые неожиданные, – делится он. – Например, записать в бланк одну сумму, а на руки передать совершенно другую. И все это – под носом у полиции.
Не решившись заключить договор автострахования с сомнительными личностями, Валерий Михайлович посетил несколько офисов страховых компаний. Во всех услышал ответ – бланков ОСАГО у них нет.
То, что ситуация не единичная, на состоявшемся в конце марта заседании Волгоградской облдумы подтвердил депутат Николай Лукьяненко.
– Полисы в Волгограде невозможно получить, – заявил он. – Страховые компании ввели ряд ограничений, законность которых вызывает вопросы. Очереди в страховых компаниях немыслимые – до полутора тысяч человек, но в день в офисах обслуживают в лучшем случае 10-15 клиентов, а то и 3-4, вынуждая людей оплачивать другие услуги. Водителям приходится тратить как минимум две недели, ежедневно отмечаясь в стихийных списках.

Страховка с довеском
В одном из офисов «Росгосстраха» наш корреспондент оказался в очереди 198-м. Отмечаться водители приходят, как в славные советские времена за дефицитом, – в 5 утра и и в 5 вечера. Цена заполненного бланка техосмотра, который выдается в офисе, – 3 тыс. руб. Дополнительных услуг в целом – 5 тыс. Обязательное условие – переход страхующегося в пенсионный фонд «Росгосстраха».
Помнится, в прошлом году за навязывание допуслуг наказывали агентов этой компании. Возможно, и нынче дело – в недобросовестных сотрудниках, которые исключительно по собственной инициативе вводят автовладельцев в заблуждение?
Одна из наших читательниц пожаловалась на «Ингосстрах». Здесь, по ее словам, отказались страховать отечественный автомобиль, потребовав прежде подать заявление, которое будут рассматривать 2-3 недели, сказали ей.
Позвонив в эту компанию мы услышали – здесь страхуют любой автомобиль, независимо от того, где он выпущен. Заявление написать, действительно, придется, но срок ожидания – не больше 5 дней.
Однако другая волгоградка обрисовала картину, резко отличающуюся от обещанной идиллии.
– Обращалась в компанию в последние дни марта, – говорит авто-леди. – За день проходило 5-6 человек. По телефону отвечают, что очередь живая, по факту – огромный, переходящий из рук в руки список людей, записавшихся на страхование. Каждую страхующуюся машину сотрудники фотографируют. У моей подруги – владелицы российского автомобиля – потребовали заявление, до сих пор она одобрения не получила.
В «СОГАЗе», куда наш читатель позвонил на горячую линию, тоже пообещали, что оформят полис в порядке живой очереди.
– Приехал к семи утра, – делится Владимир Доценко. – Оказалось, как везде, – предварительная запись, люди стоят в очереди с марта. Зачем вешать лапшу на уши – не понимаю. Очередники поделились – тем, кто готов оплатить все дополнительные услуги, автостраховку практически во всех компаниях оформляют с ходу.

По закону не получится
В том, что ситуация в нашем регионе неординарная, убедились представители Банка России, проведя «контрольную закупку». В конце марта в администрации региона с волгоградскими страховщиками встретился лично директор Департамента страхового рынка Центробанка Игорь Жук.
Он откровенно признался – заставить страховые компании работать так, как хотят потребители, то есть по закону, не получится.
Виновниками сложившейся ситуации он назвал посредников, которых в Волгоградской области действует огромное количество. В результате их вмешательства в отношения между пострадавшими в ДТП водителями и страховщиками последним приходится раскошеливаться. Через суд автоюристы получают не только сумму ущерба от аварии, но и дополнительные выплаты в свой карман.
Вопрос: что мешает страховщикам договариваться с водителями полюбовно, не доводя их до обращения к автоюристам? Ведь не секрет, что отсуживать положенное по ОСАГО автовладельцам приходится тогда, когда страховые компании откровенно занижают стоимость ремонта.
Такая практика, увы, не редкость. Так что к автоюристам пострадавшие в авариях обращаются не от хорошей жизни. Тем более, что стоимость их услуг растет как на дрожжах – по данным Российского союза автостраховщиков (РСА), в прошлом 2015 году они получали до 43% от судебной страховой выплаты против 15% в 2011 году. То есть владельцы разбитых машин заранее понимают, что получат лишь около половины присужденной им суммы. Значит, мирным путем не могут добиться от страховщиков и этих выплат?

Без прикрытия
Спрос, как водится, рождает предложение.
На уже упомянутом совещании со страховщиками прозвучало – посредники выкупают аварии, обещая вознаграждение каждому, кто сообщит о ДТП.
Депутат Николай Лукьяненко на заседании облдумы, где заслушивали отчет руководителя полицейского главка Александра Кравченко, уточнил:
– В одном Краснооктябрьском районе только за выходные было оформлено более 50 ДТП. Хотя обычно их бывает одно-два. В результате страховщики, выдающие полисы ОСАГО, несут убытки и вынуждены навязывать попутные услуги при оформлении полисов, чтобы избежать банкротства.
Правовым путем вопрос, скорее всего, решится еще очень не скоро.
Тем более, что от этого пути законодательно отсекли две важнейшие структуры, которые прежде эффективно защищали права автовладельцев, в том числе волгоградских. Так, антимонопольная служба теперь не может взаимодействовать в этом вопросе с физическими лицами. Что же касается юридических, то к ответу могут привлечь только монополиста – компанию «Росгосстрах». Роспотребнадзор также не может теперь контролировать деятельность страховщиков, как было раньше. Остается Центробанк, причем жалобами жителей Волгограда и области занимаются в Ростове, куда и надо отправлять заявления.

* * *
Таким образом, оставшихся без прикрытия водителей, по сути, поставили перед выбором – соглашаться на грабительские условия страховщиков, передвигаться без полиса, становясь легкой добычей для гаишников, или по-дешевке приобретать фальшивки.
Но если такой ситуации позволили создаться, значит, она кому-то выгодна?
Кстати, о стенаниях насчет потерь страховых компаний. На сайте korins.ru приведены, в частности, такие данные: сборы страховой группы «АльфаСтрахование» в 2015 году выросли на 52,5%, до 233,5 млрд руб. Успех группы обеспечили премии ОСАГО (+92,3%). Страхование жизни (а российские страховщики чуть ли не поголовно вынуждают к этому водителей) выросло на треть (32,4%).
Так что слухи о грядущей гибели страховщиков, теряющих, как утверждают они сами, на ОСАГО до 300%, сильно преувеличены.

В тему:
Куда жаловаться на страховые компании
Заявления, касающиеся навязывания дополнительных услуг при заключении договоров ОСАГО, направляйте в Управление службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Южном федеральном округе (344006, г. Ростов-на-Дону, пр. Соколова, 22а, телефон: 8 (863) 244-14-68; 8 (863) 262-29-50.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here