вопрос юристу

С 1 июля 2016 г. вступает в силу важный документ, который будет определять социальную политику региона – Социальный кодекс Волгоградской области (СКВО). За сухими строчками нового положения – живые деньги, те льготы, пособия и субсидии, которые будут получать волгоградцы согласно новым правилам. В ответ на многочисленные обращения читателей постоянный эксперт и автор «ИНТЕРа», заслуженный юрист РФ Владимир Кудрявцев подробно рассказал о положениях кодекса.

— Владимир Петрович, что принципиально нового несет в себе СКВО?
— Основная новация – введение критериев нуждаемости и адресности соцпомощи, усиление её доступности с учетом норм социальной справедливости. Стоит отметить, что подобная работа проводится не только в нашем регионе, но и по всей России. Такую задачу поставил Президент РФ в бюджетном послании минувшего года. Отмечу также, что правовая база, регулирующая указанную сферу, за последние годы разрослась до нескольких сотен документов: госорганы не успевают их своевременно и качественно синхронизировать с потребностями жителей, а нуждающиеся граждане затрудняются в этой массе актов ориентироваться. Вот почему СКВО востребован и важен – он делает региональную систему социального обеспечения понятной, прозрачной и гарантирующей справедливое и эффективное распределение средств областной казны. В одном документе зафиксированы и виды поддержки, и их размеры, и условия предоставления.
Актуальность усиливает и то, что примерно 86% пенсионеров в регионе находятся за гранью бедности, а уровень потребления жителей за прошедший год снизился на 10%. Так что СКВО — это попытка вывести соцпомощь в регионе на новый уровень.

— Вы упомянули о черте бедности. Не приведет ли новый кодекс к обнищанию и без того небогатого населения региона?
Конечно, принцип нуждаемости и адресности ведет к некоторому обеднению малоимущих жителей. Не случайно споры вокруг СКВО не утихают. Не исключено, что будут жалобы, обращения в суд тех, кому размеры выплат пересмотрят. А пересмотр в сторону снижения возможен – органы соцзащиты не скрывают, что принятие кодекса ведет к высвобождению, как они говорят, бюджетных средств в размере 537 млн руб. Губернатор поручил направить экономию на увеличение размера пособий.

— Что делать человеку, если размер соцпомощи для него будет снижен?
Получателям льгот следует иметь в виду, что закон обратной силы не имеет, да и умаления размера предоставленной ранее гарантии Конституция РФ не допускает. С перегибами властей придется бороться.
Отмечу, что сам СКВО разумно использует принцип нуждаемости: к примеру, для специалистов сельской местности (учителя, врачи, библиотекари, работники культуры и т.п.) подход с учетом нуждаемости и доходности не применяется – весь пакет соцуслуг для них сохранен, поскольку такие кадры для глубинки важны.

— В ходе работы над кодексом общественность выступала против многих положений документа. Замечания были учтены?
— Да, в ходе работы над СКВО и поправками к его проекту, высказанными органами и представителями гражданского общества региона, в кодексе появились новые нормы, были убраны устаревшие, неэффективные средства поддержки. Например, многодетным семьям меры соцподдержки будут предоставляться без учета принципа малоимущности. В СКВО возвращена упраздненная ранее мера соцподдержки военнослужащих и иных людей в погонах, ставшими инвалидами вследствии увечья, заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей. Предусмотрена «социальная помощь по отправлению к месту жительства» (при краже документов и денег, отсутствие средств на возвращение из стационарного лечения и т.п.).
А некоторые нормы упразднены, депутаты посчитали их устаревшими – например, талоны на продукты питания (их стоимость была 188 руб./мес.).

— Ваша оценка нового документа в целом?
Его нельзя назвать идеальным, но то, что удобный для граждан-получателей соцподдержки — факт. Он отвечает реалиям сегодняшнего дня и ситуации в стране, более доступен для внесения изменений, чем многосотенный набор законодательных актов. Изменения будут вноситься, исходя из улучшения экономической ситуации в стране и регионе, в бюджетной сфере. Например, уже напрашивается дополнение в СК о предоставлении льгот (компенсаций) части расходов на уплату взноса на капитальный ремонт: изменения в ЖК РФ уже внесены, а область прорабатывает меры соцподдержки некоторым группам граждан (инвалиды, дети-инвалиды, граждане старше 70 лет и граждане, имеющие детей-инвалидов).

***
Вопросы по теме СКВО задавайте на сайте ИНТЕРа в рубрике «Вопросы юристу»

Изменения в мерах социальной поддержки:
— Отцам, воспитывающим детей без матери, устанавливаются ежемесячные денежные выплаты в размере 634 руб.( ранее им предоставлялось раз в год пособие для подготовки детей к школе в размере 2392 руб.)

— Малоимущим студенческим семьям, имеющим детей вместо 450 руб. будет выплачиваться 634 руб.

— Ежеквартальная адресная дотация семьям с детьми-близнецами в размере 400 руб. на каждого ребенка заменена ежемесячной выплатой на ребенка в размере 634 рубля.

— До 40 тыс. руб. увеличено соцпособие по соцконтракту и единовременное соцпособие гражданам, утратившим жизненно необходимое имущество от стихийных бедствий природного или техногенного характера с 20 тыс.руб. До 50 тыс. руб.

— Семьям, имеющим третьего ребенка, родившегося (усыновленного) не ранее 1 января 2016 года, помимо федерального материнского капитала будет предоставляться родительский капитал в размере 70 тыс. руб. (сейчас 47 624 руб.)

-Ежемесячная денежная выплата в размере 656 руб. будет предоставляться по уходу за каждым ребенком-инвалидом, воспитывающимся в семье, а не только начиная со второго, как это было ранее.

— Компенсация части родительской платы опекунам (попечителям) за присмотр и уход за детьми в детских садах будет предоставляться без учета принципа малоимущности;

— Меры социальной поддержки сельским специалистам будут предоставляться без учета принципа нуждаемости, а также членам их семей;

-Компенсация стоимости питания будет предоставляться всем тем категориям обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях Волгоградской области, которые есть и сейчас: детям из малоимущих семей; детям из многодетных семей; детям, состоящим на учете у фтизиатра, вне зависимости от среднедушевого дохода семьи ребенка; учащимся 1 — 4 классов.

— Компенсация затрат на газификацию жилья — до 16601 руб. будет предоставлена однократно малоимущим, инвалидам, вдовам погибших и умерших участников ВОВ, труженикам тыла, реабилитированным, одиноким пенсионерам старше 70 лет и др

— Ветеранам — детям Сталинграда — теперь будут предоставляться меры соцподдержки не при оформленном статусе «Дети…», а как «гражданам, находившимся в несовершеннолетнем возрасте в период с 23 08.1042 по 01.02.1943 года на территории, охваченной боевыми действиями…» — при наличии подтверждающих документов.

— Из числа лиц, имеющих статус ветерана, по сравнению с 2015 годом мало у кого изменится размер соцподдержки, ЕДВ на оплату части стоимости ЖКУ, поскольку новый порядок расчета стоимости услуг был уже проведен по областному закону №178-ОД от декабря 2014 года.
Какие меры соцподдержки будут ограничены

Согласно СКВО, ряд мер соцподдержки будет предоставляться по принципу нуждаемости

— При рождении ребенка помощь будет оказана только нуждающимся молодыми семьям, в которых доход на одного члена семьи меньше прожиточного уровня.

— Доказывать свое право на получение ежемесячного пособия придется и ветеранам труда Волгоградской области. Если сегодня пособие получают все, кто имеет такой статус, то по СКВО 558 руб./мес. будут иметь только те граждане, у которых ежемесячный доход ниже 1,5 величины прожиточного уровня пенсионера в регионе.

— Социальные проездные билеты будут предоставляться только тем, у кого ежемесячный доход меньше 1.5 величины прожиточного минимума.

Читайте также:Социальный кодекс — власти недооценивают проблему бедности в регионе

Социальный кодекс в Волгоградской области: что ждет льготников в ближайшие месяцы

Задать вопрос Владимиру Кудрявцеву можно здесь


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here