разное шевченкоВ скромном зальчике областной библиотеки прошла негромкая презентация книги волгоградского поэта Леонида Шевченко под названием «Саламандра». И очень хорошо, что представление книги не превратилось во что-то помпезное – это было бы, ни много, ни мало, оскорблением памяти поэта, которому претила любая фальшь.
Выход поэтического сборника – всегда событие, а тем более, если принадлежит он перу одного из самых оригинальных и самых непонятых стихотворцев современной России. Леонид Шевченко был именно таковым. Увы, был. Трагическая, так до сих пор и не расшифрованная, гибель унесла его с этой грешной земли двенадцать лет назад.
Случайность это была или высшее предопределение – Бог весть. Истинные поэты должны уходить молодыми. Но в тридцать лет!.. Как много бы он еще смог сделать. Ведь столько лет уже прошло, а стихи его все продолжают приходить к нам, словно свет от погасшей уже звезды, да простится мне столь банальное уже сравнение. И в том, что свет этот доходит до нас, и еще будет доходить, огромная заслуга его друга и, в определенном смысле, наставника – еще одного замечательного нашего поэта Сергея Васильева. Каких трудов и нервов ему стоило бесконечное хождение «по инстанциям», доказывание очевидного, поиск одушевленных меценатов, знает, конечно, только он один – мы можем лишь представить себе. Спасибо подвижникам, в полном смысле этого слова, Сергею Калашникову и Елене Ластовиной, не щадящих сил для того, чтобы донести до нас тревожный голос Леонида Шевченко.
Я просыпался в полной темноте,
как будто просыпался на кресте
вниз головой, и грубые солдаты
в меня плевали…
Кажется, Конфуций горько заметил однажды: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен». Знал мудрец, о чем говорил. Человеческое и поэтическое становление Леонида Шевченко пришлось аккурат на то время, когда в одночасье сгинула великая страна, в которой он родился и вырос. Он так и не смог принять того, что пришло на смену, остро почувствовав двоедушие наступивших на горло реалий. Не смог и не захотел найти себя в окружающем мире, полностью уйдя в поэтическую далекость.
Мне больно жить на современных скоростях,
Лепить кумира, разбивать кумира.
Я жил везде и при любых властях
Играл Гуана, Гамлета и Лира.
Рассказывать о стихах – дело сугубо неблагодарное. Каждый находит в них свое. Один лишь факт, что и спустя столько лет поэзия Шевченко находит отклик в душах людей, говорит о ее взаправдашности, о ее нужности живущим сегодня.
Там был ручей и соловей знакомый,
Там был сюжет какой-то пустяковый,
И пахло травами и маслом дорогим.
И этот сад, безмолвный и звучащий,
И этот сад, приснившийся и спящий,
Я завещаю юношам другим.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here