За всю историю Волгоградской области более зрелищного скандала обыватель еще не видел. События вокруг НЭТа разворачиваются в жанре трагифарса, причем, какие из артистов лучше, труппа Отара Джангишерашвили или труппа председателя облдумы Николая Семисотова, надо еще разобраться. «Золотую маску» можно давать и тем, и другим – вопрос, кому скажет свое «верю!» губернатор.
Неунывающий худрук НЭТа соорудил спектакль даже из собственной пресс-конференции. И не особо это скрывал, потому что раскланялся после неё с журналистами. Это был его бенефис — расстегнутая до пупа рубаха, рассказы о бесстрашном уличном детстве, сравнения себя любимого с великими (Табаков, Додин, Гергиев).
Между делом худрук поддел Андрея Бочарова, намекнув, что ждет от него к 75-летию орден, посетовал на дураков, которые хотят зарезать курицу, несущую золотые яйца, а затем заявил: «Я – гений театра». И самое смешное, что это недалеко от истины. Гений не гений, но то, что Джангишерашвили одаренный и последовательный арт-менеджер со звериным чутьем на конъюнктуру, очевидно.
На таланты надели тарифную сетку
Это было понятно еще в начале девяностых. Пока коллеги из других городов по советской инерции мусолили бесконечного Островского и другой академический нафталин, Джангишерашвили начал строить свой «мужской театр» (определение его, и оно точное). Это театр, куда мужчине не стыдно повести свою женщину. Прекрасная локация – центр города, есть где припарковаться. В наличии колонны, красный плюш и позолота. В буфете коньяк, на сцене тоже все тип-топ – в основном комедийная кутерьма с эротическими намеками. Очень располагает к сексу после спектакля.
Собственно, найти эту модель и было единственным экспериментом НЭТа. С тех пор, как Джульетту засунули в специально построенный на сцене бассейн, театр продолжает плавать в этом незамысловатом стилистическом компоте. Минимум лишней глубины и всякой там достоевщины, классика упрощается до состояния школьной шпаргалки. Получился поверхностный, но яркий театр-отдушина, театр-релакс, и с этой моделью Джангишерашвили угадал на все сто.
Некоторые депутаты могут сколько угодно говорить о пошлости и безыскусности нэтовских постановок. Заявлять о том, что если убрать нынешнего худрука, то можно построить «настоящий театр». Вот только другой НЭТ Волгограду просто не нужен, потому что тот, который есть, абсолютно адекватен запросам большого провинциального города. Отсюда и полные залы.
Кстати, эта яркость НЭТа была бы невозможна без присущего труппе куража, который достигается в том числе и через зарплатную ведомость. До сих пор артисты чувствовали себя хоть и провинциальными, но звездами. Они не разбегались, труппа понемногу обрастала талантливой молодежью. Посмотрим, что будет сейчас, когда на них надели тарифную сетку российского бюджетника.
В основе скандала вокруг НЭТа — только деньги
Так что давайте не прятаться за эстетический дискурс. Давайте признаем – на самом деле власть в событиях вокруг НЭТа волнуют только деньги. Бюджетные траты в конкретный исторический момент, когда стране нужен чемпионат, а армии новые баллистические игрушки. Культура — штука дорогая, непонятная и плохо управляемая. Она раздражает. Её не измерить общим аршином, и мне очень жаль минкультовских бедолаг, которые должны проверять, насколько соответствуют госконтракту постановки Кирилла Серебренникова. Тут ведь и спятить недолго.
Культура попала под большую оптимизационную раздачу, и живыми оттуда выберутся не все. Музыканты областной филармонии, которые не прошли недавно столичную аттестацию и теперь готовятся к увольнению, не дадут соврать. А талант… Помните, был в Волгограде другой худрук – Алексей Серов, строивший по-настоящему дерзкий, экспериментальный театр с живым студийным духом (ВМТ. – Прим. ред). У него были и способности, и благодарные зрители, и даже заступничество самого Александра Калягина. В итоге и он был уволен, потому что не смог вписаться в матрицу примерного бюджетника.
Единственная просьба к товарищам-оптимизаторам: когда в НЭТе начнутся обыски, выемки и увольнения, не лезьте, пожалуйста, в режиссуру и репертуар. Ей богу, хуже будет. Пусть мужской театр и дальше идет своим путем, позвякивая золотыми яйцами.