споры по поводу ОСАГО

Споры по поводу ОСАГО между автомобилистами и страховщиками по-прежнему нередко переходят в судебную плоскость. При этом путь, который приходится пройти автовладельцам, чтобы добиться справедливости, занимает порой длительное время. К тому же это требует немалых вложений.

Молчание страховщиков

Победой автомобилиста завершился судебный спор с ПАО СК «Росгосстрах» – эта компания не возместила ему вовремя сумму страхового возмещения после аварии. Но понадобилось автовладельцу на восстановление справедливости больше года.
ДТП, в котором пострадал его автомобиль «Киа Рио», случилось 5 февраля 2016 года. 18 февраля потерпевший отправил по почте заявление о выплате страхового возмещения в «Росгосстрах», где была застрахована его гражданская автоответственность. Компания получила письмо 24 февраля. Однако положенных ему денег автовладелец в положенный срок не получил.
Тогда он предпринял следующий шаг – заключил договор с независимым экспертом, который рассчитал стоимость восстановительных работ – более 176 тыс. руб. Обошлись его услуги автовладельцу в 9 тыс.
Тысячу рублей автовладельцу пришлось заплатить нотариусу за оформление доверенности автоюристу, который отстаивал его интересы, в том числе в суде. Сам автоюрист оценил свою помощь в 12 тыс.
Автовладелец потребовал, чтобы суд взыскал сумму возмещения по ОСАГО и потраченные им деньги с ПАО СК «Росгосстрах». Кроме того, он настаивал на компенсации морального вреда в размере 2 тыс. руб. А также просил наложить на страховую компанию штраф в размере 50% от присужденной суммы.

Споры по поводу ОСАГО решают по «разумности и справедливости»

Представитель «Росгосстраха» в суд не явился. Так что отстаивать интересы компании было некому. Тем не менее суд посчитал необходимым назначить судебную экспертизу и только ее выводы признал объективными, поскольку эксперта предупредили об уголовной ответственности за дачу ложного заключения. В результате сумма ущерба снизилась до 99 тыс. руб.
Требования о компенсации морального вреда суд посчитал обоснованными, но размер также уменьшил – до 1 тыс. руб. Сумма штрафа составила 49 тыс. руб.
Суд также взыскал с «Росгосстраха» расходы по оплате услуг автоюриста. Но, исходя из требований разумности и справедливости, в сумме 7 тыс. руб. вместо затребованных истцом 12 тыс.
Расходы на услуги независимого эксперта суд полностью переложил на плечи страховой компании. А вот расходы на оформление доверенности посчитал личным делом автомобилиста.
Что касается оплаты услуг компании, выполнявшей судебную экспертизу (22 тыс. руб.), то истцу было назначено возместить 9,6 тыс. руб., страховой компании – более 12 тыс.

Волокита? Неустойка!

Если сумма ущерба значительна, то затевать судебный спор, как видим, стоит. А если ремонт обойдется в «копейки»?
Юрист Волгоградской общественной организации «Ассоциация по защите прав потребителей» Анатолий Любомиров уверен – обращаться с иском в суд следует и в этом случае. Ведь кроме основного долга по возмещению убытков по ОСАГО, страховщик заплатит еще и неустойку за волокиту.
В иске, подготовленном юристом, сумма неустойки была заявлена в размере почти 190 тыс. руб. Представитель «Росгосстраха» в письменном возражении указал – компания уже выплатила автовладельцу неустойку в сумме 29,6 тыс. в претензионном порядке. Тем не менее суд посчитал, что страховщик остался должен автолюбителю. И хотя размер неустойки был уменьшен до 98,9 тыс. руб., автовладелец, с учетом предыдущей выплаты, получил дополнительно еще 69 тыс.

Пять дней до регресса

Напомним о моментах, на которые следует обратить внимание автомобилисту, попавшему в аварию. Если после ДТП вы не стали ждать сотрудников ГИБДД, а решили оформить европротокол, известить свою страховую компанию о случившемся нужно в течение пяти дней. Особенно об этом следует помнить виновнику. В противном случае страховая компания, выплатив возмещение пострадавшему, направит вам претензию и выставит регресс.
В такой ситуации оказалась волгоградка, не следившая за изменениями российского законодательства. Суд в данном случае встал на сторону страховой компании. К счастью автоледи, повреждения автомобилей были несерьезными, и сумма, которую ей пришлось выплатить, оказалась не слишком велика.
Не лишним будет напомнить, что при оформлении европротокола следует четко следовать его условиям. Сфотографировать место ДТП, не нарушая положения автомобилей. Сделать фото самих машин с разных ракурсов и мест повреждения. Только после этого убрать машины с проезжей части и заполнить извещение о ДТП, указав в бланке обстоятельства аварии, данные о водителях и повреждениях автомобилей, а также нанести схему аварии, указывая предшествующие действия водителей.
Не выполнив этих условий, вы не сможете получить возмещение по автогражданке. И суд также поддержит страховщиков.

Не попадись на удочку

Второй момент – европротокол разрешен, но не обязателен. Если вы не уверены, что сможете правильно его оформить, дождитесь приезда сотрудников ГИБДД. Тем более что, по сведениям РСА, на просторах области действует немало недобросовестных автоюристов.
«Они нередко прибегают к фальсификации обстоятельств ДТП, – пугают водителей в РСА. – В результате автовладелец получает заведомо меньшую выплату по страховому событию, а нередко вынужден заплатить 13% налогов от полученной автоюристом суммы по судебному решению».
В 2016 году, по данным РСА, такие посредники незаконно получили около 25 млрд. руб. дохода.
Вот рекомендации, как защититься от возможного мошенничества в сфере ОСАГО:
– покупать страховой полис в офисе страховой компании или у ее официальных представителей;
– после ДТП сразу же обращаться к своему страховщику, как обязывает закон об ОСАГО (досудебный порядок урегулирования событий);
– не подписывать на месте ДТП документы с посредниками и не выдавать им доверенность с правом получения денег.

Теперь – только «натурой»

Наконец, третий момент, волнующий сегодня автолюбителей, в том числе читателей ИНТЕРа, – натуральное возмещение по ОСАГО.
Напомним основные пункты изменений в законодательстве.
Ремонтировать пострадавший автомобиль должны в ближайшей СТО (в радиусе 50 км), с которой заключен договор у страховой компании. Другую СТО можно выбрать, получив письменное согласие страховщика. Ремонт нового автомобиля (до двух лет) выполняется на СТО официального дилера.
Предельный срок выполнения ремонта – 30 рабочих дней. Минимальный гарантийный срок – 6 месяцев, на кузовные работы – не менее года. Если ремонт некачественный, немедленно подавайте заявление страховщику. Автомобиль должны осмотреть в течение пяти дней и отправить на новый ремонт. А если будет заминка — снова споры по поводу ОСАГО перейдут в суд.
Важно – если пострадал кто-то из участников ДТП, заявление о страховом возмещении следует подавать в страховую компанию виновника аварии.
Срок рассмотрения заявления о страховом возмещении – 20 рабочих дней. За просрочку – неустойка, 1% от размера возмещения за каждый день. За нарушение сроков ремонта – 0,5% от размера страхового возмещения.
Случаи, когда натуральное возмещение по ОСАГО водителю могут заменить на денежное, ограничены законом. Ознакомиться с ними можно на сайте ИНТЕРа.

Если обидели

Если страховая компания нарушила ваши права, обращайтесь в Банк России. Жалобу можно отправить по почте на адрес: 107016, Москва, ул. Неглинная, 12; по электронной почте: fps@cbr.ru; заполнив электронную форму в интернет-приемной
на сайте Банка России: www.cbr.ru. Задать вопрос можно по бесплатному телефону контактного центра: 8-800-250-40-72.
Еще одна инстанция, куда можно обратиться в случае нарушения ваших прав потребителя – Российский союз автостраховщиков. Письменное обращение в РСА можно направить по адресу: 115093, Москва, ул. Люсиновская, 27, стр. 3. Задать вопрос можно по телефону горячей линии РСА: 8-800-200-22-75.

Фото с сайта УФАС по Волгоградской области


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here