…По дороге из хутора Лобакин Суровикинского района случайно наткнулась на такую новость. Режиссер Федор Бондарчук запросил у российского Фонда кино 250 млн. руб. субсидии на съемки продолжения фильма «Притяжение». Бондарчук пояснил, что фильм о контактах землян с инопланетянами наверняка вызовет большой интерес зрителей.
Спросите, при чём тут хутор Лобакин? А при том, что после посещения такого поселения с его проблемами и каждодневной борьбой за жизнь идея выдать четверть миллиарда рублей на фильм про инопланетян вызывает шок. У кого в нашей стране кризис?! Да дайте вы Лобакину хотя бы процентов десять от этой суммы! Народ здесь такую красоту наведет, что Бондарчуку никаких гуманоидов и 3D эффектов больше не понадобится. Пусть приедет и снимет кино про то, как сказку сделать былью.
Со времен СССР
Над последней задачей неустанно трудится Александр Петров, председатель племзавода-колхоза им. Ленина. Аграрий, известный всей области не только трудовыми достижениями, но и умением называть вещи своими именами и говорить правду в глаза.
Его колхоз — явление из ряда вон во многих отношениях. Во-первых, потому, что здесь успешно занимаются растениеводством в зоне крайне рискованного земледелия. Во-вторых, назло всей политике в сфере АПК колхоз продолжает развивать животноводство, причем не только свиноводство, но и КРС молочного и мясного направления. В-третьих, когда большинство предприятий экономят на людях, здесь делают все возможное, чтобы поддержать коллектив, а заодно и родной хутор. Многие лучшие традиции советского времени в колхозе смогли сохранить и вписать в рыночные реалии. А в 2019 году колхоз отметит свое 90-летие.
— Когда стал председателем, сразу предупредил: будет тяжело, — говорит Александр Петров. — Многие тогда убежали… А потом, когда мы в конце года расплатились с людьми, выдали зерно, когда все механизаторы смогли купить по машине, народ потянулся назад…
Сейчас в коллективе трудится 230 человек. С работы и на работу людей возят на современных комфортабельных автобусах, кормят бесплатными обедами. И постоянно ищут пути, как облегчить их труд, повысив одновременно качество работы и производительность труда.
Из этой серии — постоянное обновление технопарка. Так, в этом году начали заготовку зеленой массы по новой технологии с использованием двух самоходных жаток. В первый же день работы заготовили 900 тонн сенажа высокого качества: современная техника не только косит, но и подвяливает траву, что дает гарантию высокой сохранности кормов.
В этом же году пустили свой комбикормовый завод — 6 января он дал первую продукцию. Завод — гордость колхоза, за счет выпуска 20 тонн комбикорма в сутки он дал возможность полностью закрыть потребности в кормах для всех видов животных, при этом затраты удалось снизить вдвое.
Еще один шаг вперед — строительство склада площадью 2000 кв. м. Теперь появилась возможность не отдавать зерно с поля, а надежно хранить в ожидании выгодной цены.
Побеждает умнейший
Цены на продукцию — одна из самых больных тем не только для племзавода, но для аграриев вообще. «Нулевая рентабельность» — этот экономический термин Петров употребляет в разговоре постоянно. Цены на молоко, мясо, колбасы, что производит колхоз, приходится держать на грани этой самой рентабельности, иначе продукция станет неконкурентоспособной. А такой ее делает государственная политика, нацеленная на поддержку крупных агрохолдингов. Это они претендуют на все виды дотаций, отвечая заявленным государством требованиям, практически не исполнимым для средних и тем более малых хозяйств. Они имеют доступ к льготным кредитам — львиная доля пресловутых 5%-ных агрокредитов досталась им. Потому у холдингов есть все возможности снижать затраты, и, следовательно, цены на свою продукцию.
Но тот, кто думает, что подобное может сломить крестьян, не знает характера наших фермеров.
— Работали и работать будем, — не сомневается Петров. — И конкурировать с агрохолдингами мы вполне способны. Например, в Белгороде крупнейшее животноводческое предприятие. Но земли нет, а значит, нет своих кормов. Следовательно, можно производить корма и продавать. Сейчас многие фермеры, отказавшись от выращивания зерновых, это и делают.
Другое дело, что, будь политика в сфере АПК иной, наше предприятие, например, могло бы заметно увеличить производство. Так, сейчас свинопоголовье составляет семь тысяч, а мощности позволяют нарастить его до десяти тысяч. Но смысла нет, потому что возникнут проблемы с реализацией. На племенное животноводство нам также больше субсидий не дают, хотя эта отрасль весьма затратная. Что касается молока, то из-за снижение поголовья колхоз лишился федеральной субсидии. Потому говорить о значительном наращивании объемов производства не приходится.
Большая политика
Но если не наращивать производство, то как решать проблемы села? Так, в хуторе Лобакин самое больное место — газификация. Причем обиднее всего для жителей, что труба к поселению подведена — это произошло еще шесть лет назад. С тех пор люди ждут, пока власти — областные и федеральные — изыщут средства на завершение работ. А пока приходится топить школу электричеством, клуб — углем. Обещают, что газ должны дать в 2018 году, но, признаться, хуторяне в эти сроки не верят…
Не меньше, чем газа, жители Лобакина ждут чистой воды. Ту, что идет из скважин, можно отнести к технической, воду приходится возить из родника. Однако строительство водоочистных сооружений и водопровода — задача на десятки миллионов рублей. Ждут люди и ремонта дорог, и строительства новых…
— У нас самое крупное сельхозпредприятие в районе, но решать такие глобальные вопросы мы, конечно, не в силах, — признает Александр Петров. — Это также вопрос государственной политики по отношению к селу. Между тем только село может помочь России слезть с нефтяной иглы и обеспечить ей 100%-ную продовольственную безопасность.
Однако и сегодня колхоз делает все возможное, чтобы поддержать хутор.
— Но на все обращения о помощи Александр Иванович откликается, — подтверждает глава поселения Владимир Ситников. — Выделяет технику для очистки дорог, устранения коммунальных аварий, участвует в финансировании праздников, закупает технику для социальных учреждений, помог в оборудовании медпункта…
Этот список можно продолжать долго: сумма, выделенная колхозом на благотворительные цели, составила за последние два года более полумиллиона рублей. Последнее приобретение — красавец-баян ручной работы стоимостью 100 тыс. руб., который колхоз купил на днях для местного музыкального класса и проведения сельских праздников.
В этом смысле у Петрова есть предложение: если бы государство через разные программы возвращало благотворителям средства, потраченные на социалку, они вкладывали бы в нее в разы больше. И вторая, не менее важная мысль.
— Сейчас Лобакин, как и многие другие поселения региона, получил грант на благоустройство, — говорит Петров. — Это дело важно и нужное. А еще, думаю, было бы очень полезно, если бы гранты были не только целевыми, но и выделялись бы на самые актуальные для поселения нужды. Какие именно — это бы жители вместе с властями решали бы на совместном сходе.
…Несмотря на все бытовые проблемы, народ не спешит покидать Лобакин. Сейчас в поселении насчитывается 30 малышей дошкольного возраста и 160 учеников в местной школе — одной, кстати, из самых крупных среди сельских школ региона. Другой вопрос,какой путь выберет эта молодежь лет через десять и кто придет работать в колхоз, когда предприятие отметит свой вековой юбилей…