Приемный ребенок и школа — конфликт неизбежен?

Дети, оказавшиеся в детском доме, имеют за своими маленькими и хрупкими плечами балласт нерадостного детства. Он тянет назад, не дает о себе забыть и награждает горьким опытом, который помогает усвоить одну простую вещь — к взрослым привязываться нельзя, чтобы снова не было больно, как тогда…

Приемные дети и школа

Приемный ребенок, вдруг оказавшись в семье, конечно, не сразу начнет доверять новым людям, которые его окружают. Но со временем, если все в семье будет по-настоящему, прошлое отступит, но приемная семья, как правило, получает тревожного, отставшего интеллектуально и социально ребенка.

Затем наступает школьный возраст. И здесь начинаются новые тревоги, заботы, проблемы. Кроме внутренних переживаний, могут не сложиться взаимоотношения с одноклассниками, а зачастую, даже с преподавателями. Приемный ребенок, принятый в семью недавно, иногда, увы, отличается поведением и успеваемостью от своих сверстников. Он не такой как все, и ребенок это чувствует. Так возникают новые трудности для семьи: приемные дети и школа.

В школе родители не могут всесторонне помочь ребенку, эта ответственность ложится на классного руководителя, школьного психолога и социального педагога.

Не все должны быть академиками

Татьяна Данилова, психолог школы принимающих родителей при волгоградском ППМ-центре считает, нельзя начинать уделять проблемам школы внимание, когда уже что-то пошло не так. «Как начнет работать эта машина, так потом так она и будет действовать», — говорит психолог.

Первое условие, которое является залогом нормального течения школьной жизни – учитель и приемный ребенок должны найти между собой взаимопонимание. А если будут понятны причины каких-то явлений, например, отставания или плохого поведения, то и преодолеть их будет проще.

— Не менее важно, чтобы сумели найти общий язык учитель и родитель, — продолжает Татьяна Данилова. — Частенько мы сталкиваемся с таким явлением, когда учитель узнает, что ребенок приемный, и отношение к нему становится шаблонным – мол, ребенок рос в детском доме, многого от него ожидать не стоит, как пойдет, так и пойдет. Все трудности, которые возникают даже на первоначальном этапе, уже трактуются через этот шаблон. Родитель, видя это, идет на защиту своего ребенка, старается оправдать его, предпринять какие-то меры, найти отзыв у учителя, понимания ситуации. И, несмотря на это, достичь понимания не всегда удается. Порой конфликт доходит вплоть до администрации, когда уже и мы вникаем, боремся за ребенка, и все равно дело может закончиться переводом в другую школу, сменой системы обучения и т. д.

Совсем по-другому идет учебный процесс, если учитель и родитель друг друга слышат, учитывают рекомендации друг друга.

Пример из жизни: к нам ходила девочка, которой по уровню развития рекомендовали идти в коррекционный класс. Но ее приемная мама очень много с ней занималась, водила на различные занятия, и в итоге девочке разрешили пойти в обычную школу. Несмотря на то, что учительница оказалась совсем молодой, она отнеслась к ситуации с душой, с желанием помочь. Именно учитель, а ни мама, с которой живет девочка с двух лет, ни врачи на медкомиссии, заметила, что у ребенка проблемы со слухом, девочка читала по губам.

Психолог уверена также, что не надо торопиться отдавать детей в школу и усаживать их за парту раньше 7 лет.

— Ребенок должен пройти все этапы развития. Если у него в прошлом не было игр, то он все равно должен пережить этот этап, иначе он будет играться в школе. Если у него не было знакомства с детской литературой, он не будет ее воспринимать. Скудный словарный запас не позволит ему ни пересказать текст, ни ответить на вопросы, ни написать сочинение. Пусть лучше он пойдет в школу в семь с небольшим лет. Год в этом возрасте очень важен. Научиться слушать, спокойно сидеть – на это тоже нужно время.

И еще один момент, родители должны свои требования соизмерять с возможностями ребенка. Помните, не все могут и должны быть академиками.

Имеет право быть другим

Марина Ивановна Кирсанова воспитывает с мужем двоих приемных детей и двоих родных. Так получилось, что приемные Данил и Полина и сын Тимофей 2008 года рождения. Учатся дети в одном классе. Помимо того, что Марина Ивановна – приемная мама, она еще и педагог – преподает русский язык и литературу в старших классах. Она уверена, уделяя хотя бы по 20 минут каждый день образованию ребенка, даже не имея педагогического образования, можно подготовить его к школе. Ребенок привыкает к учебному режиму еще дома во время занятий.

— На мой взгляд, главная причина всех проблем в школе – родителям некогда заниматься с детьми, — на просьбу поделиться опытом, отозвалась многодетная мама. А поделиться Марине Ивановне есть чем.

Данилка к ним попал из приемной семьи. Он оказался, как она выразилась, дважды преданный. Родная мать его оставила сразу, в 3 года его взяли в семью, и еще через 3 года его снова привели в детский дом. Уже через 2 месяца поле этого он попал к Кирсановым. Ему было 6 лет.

— Несмотря на то, что Данилка рос в семье, у него было много проблем: логопедического характера, с речью, не все цвета знал, почти не знал животных, как они выглядят, как «разговаривают». До школы нам оставался год. Между своим шестилетним сыном и приемным Данилкой была просто пропасть. Мне даже казалось, что я ее не преодолею. На деле оказалось, что ребенок умный от природы, очень способный, боле того, у него математический склад ума. По сути, то, что обычно ребенок познает, начиная с двухлетнего возраста, ему приходилось усваивать за год-полтора.

Заниматься приходилось очень много. Занятия с логопедом поставили ему все звуки, мы выучили алфавит, научились читать по слогам, считать в пределах десятка.

Важно попасть к хорошему учителю. Мне порекомендовали строгого, внимательного, требовательного учителя, и все трое учатся у него. Я вышла на работу, чтобы контролировать процесс. Сегодня Данька один из лучших в классе. В этом году он занял 2 место в региональной олимпиаде по русскому языку. Собирает пазлы из 1000 элементов за 2-3 дня. Легко решает сложные логические задачи. Занимались плаванием, сейчас все занимаются хореографией.

Полинка с нами живет с 1 года и 7 месяцев. Своего прошлого она не помнит. Изъята была из семьи в 7-месячном возрасте с побоями по всему телу. Почти год ее восстанавливали и лечили в доме ребенка, а потом мы ее забрали. Она медленнее схватывает материал, но это не потому, что он приемная. И среди родных детей такие сплошь и рядом встречается.

Главное, родителям не надо сравнивать своих и приемных детей. Вот мой умнее, сообразительнее, а этот не такой. Дети все разные. Ребенок имеет право быть другим.

Учится Полина на 4 и 5. Очень артистичная, участвует в концертах, поет. Какие-то вещи ей удаются хуже. Но пока все успевает. Просто времени на это со стороны родителей потребовалось больше.

Надо помнить, что мы берем ребенка не на 5 минут, а на всю жизнь. Надо быть готовыми к тому, что придется пахать не 2-3 дня, а всю жизнь.

Нет в классе у Кирсановых проблем и с одноклассниками. Дети знают, что они приемные, и в классе об этом знают.

— Тайн в семье у нас нет – и дети от нас ничего не скрывают, и мы перед ними честны. Скрывать что-то от детей нет смысла, тем более, что кто-нибудь в грубой форме это рано ли поздно сделает, что только причинит ребенку боль.

Данный информационный материал подготовлен в рамках Всероссийского конкурса медиапроектов «Конёк»


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here