В июле этого года Петр Ильич Бондарев, руководитель крестьянско-фермерского хозяйства в хуторе Дубровском Киквидзенского района, отмечает свое 70-летие. А в следующем, 2017-м, исполнится 25 лет со дня основания его КФХ. Одним из главных достижений к двум таким особым датам можно считать то, что по стопам отца пошел сын Дмитрий. В настоящий момент он не только является главным инженером в хозяйстве отца, но и возглавляет собственное недавно открытое КФХ.
У меня никогда сомнений не было, что вернусь в село после учебы в вузе, — рассказывает Дмитрий. — Технику любил с детства, и учился на автомобильном факультете в техническом университете.
Дмитрий полностью повторил путь Бондарева-старшего: отец тоже любит технику, и в совхозе он трудился завгаром. В 90-ые пришлось стать фермером. Признается: это была мера вынужденная, но раз начал дело, относился к нему со свей ответственностью и преданностью.
Теперь Петр Ильич с улыбкой вспоминает, что начинать пришлось всего с 25 га земли. Постепенно прирастали техникой, пашней, людьми, укрепляли материально-техническую базу, строили склады. Сегодня в обработке находится 1225 га земли, коллектив составляет 10 человек. Выращивают озимую пшеницу, подсолнечник, в этом году впервые посеяли лен. На момент нашего визита в хозяйство уборка еще не завершилась, намолочено было порядка 1000 тонн пшеницы, а всего рассчитывают на 1200-1300 тонн.

IMG_7779
Отдав фермерскому труду почти четверть века, Петр Ильич озвучивает те проблемы, которые волнуют подавляющее большинство руководителей средних и малых сельхозпредприятий.
Мы читаем в газетах о том, что на поддержку АПК уже выделено 230 млрд руб., еще надо выделить 30 млрд, — — говорит Петр Ильич. — Спрашивается, куда ушли и уйдут эти деньги? Ответ — крупным инвесторам. Спросите у руководителей обычных хозяйств — много ли от государства видят они?
Мы, например, взяли кредиты в двух банках на приобретение тракторов МТ-32 производства Беларуси, — делится наболевшим Петр Ильич. — Договор был составлен так, что у банка оставалось право увеличивать процентную ставку по кредиту, что они и сделали, подняв ее с первоначальных 12% до 16%. А потом Центробанк снизил ключевую ставку, но ни в одном, ни в другом банках нашу процентную ставку никто не понизил. Почему? И теперь снова министр сельского хозяйства Ткачев говорит о том, что надо, мол, субсидирование по кредитам направлять напрямую в банки, тогда и ставка для сельхозпроизводителей составит не более 5%. Теперь обещают с 2017 года такую ставку ввести. Вопрос такой: а кто мешал это сделать раньше?
Вот власти говорят о том, как выгодны для сельхозпроизводителей программы лизинга, — продолжает фермер. — Мы хотели войти в такую программу, баланс предприятия позволял. Отправили все документы в Питер. Рассчитывали взять в лизинг новый трактор. Спустя какое-то время нам пришел отказ без объяснения причин, просто отписка.

IMG_7778
Выживаем мы не благодаря государственной политике, а вопреки, и особой помощи от государства мы и не ждем, привыкли рассчитывать на свои силы, — подводит итог Бондарев-старший. Просим об одном — не мешайте, не душите налогами, которые сейчас доходят до 50%. Пусть хотя бы следующее поколение фермеров работает в благоприятных условиях…
Между тем новое время и задачи ставит новые, вступает в разговор Дмитрий Бондарев.
У нас сейчас в хозяйстве вполне трудоспособный коллектив, из которого особо хотел бы выделить Ивана Яковлевича Осокина, мастера на все руки, — говорит Дмитрий. — Но уйдут такие люди на пенсию, а заменить их некем. Молодежь покидает село…
Бондаревы убеждены: чтобы искра жизни, которая в таких небольших селах еще теплится, разгорелась с новой силой, нужны такие предприятия, как их, как соседние хозяйства. Да и дело есть кому оставить: у Дмитрия подрастает сын, который с отцом и дедом проводит все время…


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here