Волгоградская область занимает второе место в России по количеству усыновленных детей. Но принять ребенка в дом — полдела, главное, как стать по настоящему родными?

Считается, что адаптация приемного ребенка в семье происходит первые три месяца. Выраженность трудностей зависит от целого ряда факторов: от возраста, когда он остался без семьи, типа семьи, в которой он рос, и, конечно, от длительности пребывания в детском доме.
На вопросы о первых месяцах пребывания ребенка в приемной семье отвечает президент Волгоградского регионального общественного фонда социальной помощи детям и молодежи Планета Детства» Ирина Елагина.

ПЕРВЫЕ ДНИ ДОМА
— Предугадать, с чем могут столкнуться приемные родители, взяв ребенка в семью, сложно: все дети разные. Главное — не ждать, что все будет гладко, и не опускать руки, когда трудно.
Адаптация в новой семье — процесс обоюдный, так как привыкать друг к другу приходится и ребенку, оказавшемуся в новой обстановке, и взрослым — к изменившимся условиям. Подумайте, кому труднее адаптироваться: тому, кто остался в привычной обстановке, или тому, кто попал в новые условия?Фото Елагина И. А. 2
— Вероятно, вторым, то есть детям. Но от чего зависит более успешное протекание адаптации?
— Оговоримся сразу, очень многое зависит от возраста ребенка: чем старше ребенок, тем сложнее может протекать этот процесс. Большую роль играет и опыт его прошлой жизни. Взрослым, конечно, хочется, чтобы процесс привыкания проходил как можно более гладко. В действительности же в каждой новой семье случаются периоды сомнений, подъемов и спадов, тревог и волнений. Приходится в той или иной степени менять первоначальные планы.
— Но какие-то общие закономерности можно отметить?
— Разумеется. Психологи выделяют несколько стадий при адаптации ребенка в новых условиях.

«МЕДОВЫЙ МЕСЯЦ»
Первую стадию можно охарактеризовать как «знакомство» или «медовый месяц». Родителям хочется обогреть ребенка, он испытывает удовольствие от своего нового положения и с радостью выполняет все, что предлагают взрослые. Многие дети сразу же начинают называть взрослых папой и мамой. Но это совсем не значит, что они уже полюбили — они только хотят полюбить новых родителей.
Ребенок испытывает и радость, и тревогу одновременно. Это приводит многих детей в лихорадочно-возбужденное состояние. Они суетливы, непоседливы. Ребенок может забыть, кто папа-мама, путать имена, родственные отношения, по многу раз спрашивать «как тебя зовут?», «а что это?». И это не потому, что у него плохая память или он недостаточно умен. Просто его мозг пока не в силах запомнить и усвоить ту массу новых впечатлений, которая обрушилась на него, и еще потому, что ему очень нужно лишний раз пообщаться, подтвердить, что это действительно его новые родители. И хотя некоторые дети могут довольно часто и неожиданно вспоминать эпизоды из прежней жизни, на вопросы на эту тему могут отвечать неохотно или вообще не отвечать.
Как правило, на этой стадии ребенок почти беспрекословно подчиняется правилам, существующим в семье. Кажется, что в семье полный мир и согласие, которые никогда не закончатся.

«РЕГРЕССИЯ»
— И что вдруг начинает меняться и почему?
— Первые впечатления, эйфория проходят, устанавливается определенный порядок, начинается кропотливый и длительный процесс притирки. Эту стадию можно определить как «возврат в прошлое» или «регрессия». Ребенок пытается понять, что нравится и что не нравится родителям, как обратить на себя внимание — разумеется, прибегая к тем способам, которые он использовал раньше. Естественно, многие старые привычки родители воспринимают в штыки. Начинается зачастую болезненная ломка сложившегося стереотипа поведения.
Как отмечают психологи, на этой стадии у детей могут отмечаться такие симптомы, как чувство беспомощности или чувство зависимости; преувеличенные жалобы, повышенная чувствительность, отказ от нового, необъяснимые припадки злобы, плача, усталости или тревоги, признаки депрессии и т. п.
— И в чем это выражается?
— Одни становятся слишком требовательными и капризными, предпочитают играть с детьми младшего возраста и доминировать над ними. Другие проявляют враждебность к своему новому окружению. Чтобы привлечь к себе внимание, ребенок может изменять поведение неожиданным образом. Поэтому вас не должно удивлять, что веселый, активный ребенок вдруг стал капризным, часто и подолгу плачет, начинает драться с родителями или с братом, сестрой, а угрюмый, замкнутый — проявляет интерес к окружающему, особенно когда за ним никто не наблюдает, действует исподтишка либо становится необыкновенно активным.
— Это, вероятно, нелегкое испытание для родителей?
— У многих взрослых, столкнувшихся с этими проблемами, не хватает сил, а главное, терпения дождаться, пока ребенок сделает то, что им нужно. Отсутствие знаний об особенностях возраста, разница во взглядах на воспитание у родителей, влияние авторитарной педагогики, стремление к абстрактному идеалу, завышенные или, наоборот, заниженные требования к ребенку приводят к тому, что процесс воспитания рассматривается как исправление врожденных недостатков. Исчезает естественность отношений, радость общения. Вместо естественного принятия ребенка преуменьшаются его достоинства. Вместо чуткого реагирования на малейшие достижения ребенка начинается его сравнение со сверстниками, которое зачастую не в пользу приемного ребенка.
— И как же не допустить этого?
— Родители должны четко понимать, что у каждого неадекватного на первый взгляд поступка есть своя психологическая подоплека. Например, ребенок стал очень агрессивен к окружающим, вы уже и не знаете, что с этим делать. А вас просто проверяют: страх, что «отдадут обратно» толкает маленького человечка действовать по принципу «чем хуже, тем лучше».
Понимание, терпение, выдержка — главные принципы поведения в этот период. Об успешном преодолении трудностей этого периода свидетельствует изменение внешнего облика ребенка: ребенок становится оживленным, более отзывчивым, «расцветает».

«ПРИВЫКАНИЕ»
— Эту стадию можно считать окончательной в формировании новой семьи?
— Ну, если не окончательной, то завершающей. Начинается привыкание или медленное восстановление. Ребенок как-то неожиданно взрослеет. Он выбирает компании, близкие ему по возрасту. Исчезает напряжение, дети начинают шутить и обсуждать с родителями свои проблемы и трудности, принимает активное участие во всех делах семьи. Его поведение ничем не отличается от поведения кровного ребенка.
Дети реже вспоминают прошлое и делают это без напряжения. Дошкольники могут спрашивать взрослых, где они так долго были, почему так долго его искали. Если ребенок чувствует хорошее отношение к себе, возникают привязанность к родителям и ответные чувства. Он без труда выполняет правила и адекватно реагирует на просьбы. Сам отмечает происходящие с ним изменения, не без иронии вспоминает свое плохое поведение (если оно было), сочувствует и сопереживает родителям.
Если и появляются проблемы, то они, как правило, отражают кризисные этапы возрастного развития, через которые проходит каждый ребенок независимо от того родной он или нет.
И еще хотелось бы добавить, что не надо стесняться обращаться со своими проблемами к специалистам, встречаться с теми, кто, так же как и вы, воспитывает приемного ребенка. Поверьте, безвыходных ситуаций нет.
В настоящее время при каждой организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Волгоградской области, существует служба сопровождения замещающих семей. Контакты их без труда можно найти при помощи сети интернет. Специалисты Волгоградского регионального общественного фонда социальной помощи детям и молодежи «Планета Детства» также с готовностью окажут вам такого рода поддержку. Напоминаем, наш телефон: 60-50-04.

Данный информационный материал подготовлен в рамках Всероссийского конкурса медиапроектов «Конёк»


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here