Волгоград глобально застраивается, и потребителей активно зазывают купить квартиру в новостройке. А так как это дело дорогостоящее, многие предпочитают сделать покупку на первичных этапах стройки, экономя до 30% от конечной стоимости жилья.

Какие риски влечет за собой подобный шаг? Что делать, чтобы максимально обезопасить себя от мошенников и непредвиденных трат в процессе долевого строительства? И как отстоять свои права, если дом не сдан в срок? На вопросы ИНТЕРа ответил начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области Виталий Осадчий.

— Долевое строительство в нашей стране регулируется Федеральным законом № 214 от 30 января 2004 года «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», — говорит Виталий Сергеевич. — На него в первую очередь и надо ориентироваться. В частности, там сказано, что деньги, направленные на долевое строительство, — целевые, и их нельзя потратить на что-либо еще.

На что следует обратить внимание в первую очередь при покупке жилья?

— При покупке квартиры на этапе застройки, так же, как и во всех других случаях приобретения товаров и услуг, надо очень внимательно читать договор. Например, в этом документе должен быть указан точный срок передачи жилья в собственность покупателю. Обычно пишут «второй квартал 2016 года», «третий квартал 2016 года» и т. д. Наша практика свидетельствует, что это соблюдается далеко не всегда. Срок либо не указывается вообще, либо в договоре прописывается, что застройщик вправе перенести срок. Подобные действия незаконны, и люди должны это понимать.

Далее. Если застройщик не успевает сдать дом в срок, он должен обратиться к покупателям с предложением пролонгировать договор. Но практика показывает, что такие предложения обычно делаются в ультимативной форме. Здесь у человека есть три варианта действий. Он может согласиться на пролонгацию договора, может расторгнуть его и потребовать возвратить ему деньги с учетом неустойки. Обычно люди выбирают третий вариант действий. Они дожидаются сдачи дома, потом высчитывают срок просрочки и требуют компенсацию, которая в соответствии с законодательством должна составлять 1/150 ставки рефинасирования за каждый день просрочки от объема привлеченных средств.

— Какой величины может достигать неустойка?

— Приведу пример. К нам обратился житель Волгоградской области, он приобрел квартиру в многоэтажном доме, который строится в рабочем поселке Ерзовка (Городищеский район). Нарушение срока по договору там уже составляет около двух лет. Управление Роспотребнадзора по региону обратилось в суд от имени этого потребителя и потребовало выплатить неустойку. В настоящий момент у нас уже имеется на руках решение суда первой инстанции в нашу пользу. Сумма неустойки составит около миллиона рублей. Более того, когда дом все-таки будет сдан — а предпосылки к этому есть, — человек сможет претендовать на компенсацию за оставшиеся дни просрочки.

Виталий Сергеевич, когда следует обращаться в суд, чтобы люди могли реализовать свое право на неустойку?

— Вообще срок давности по такому виду дел составляет три года. Но, во-первых, этот момент учитывается, если обратная сторона заявляет, что сроки исковой давности просрочены. Если они этого не делают — а они, как правило, почему-то этого не делают, — суд продолжает рассматривать дело. Во-вторых, человек может обратиться с заявлением о восстановлении срока давности. Опять же, как правило, в этом случае суды принимают решение в пользу граждан и продлевают срок исковой давности. Надо иметь ввиду, что зачастую суды уменьшают сумму компенсации, запрашиваемой дольщиками.

Несдача жилья в срок — далеко не единственная проблема, с которой сталкиваются люди, подписавшие договор долевого строительства. Многие жалуются на качество того, что они в итоге получают. Как в этом случае быть?

— К нам тоже поступает достаточно много жалоб на качество, поэтому согласен, что проблема серьезная. Нарушения качества могут быть существенные и несущественные. К несущественным относятся разные трещины, стяжки, отсутствие застекления на балконе, если оно предусмотрено договором, явные дефекты отделки и т. д. В этом случае человек вправе потребовать устранения нарушений в разумный срок, уменьшения стоимости квартиры, либо возмещения расходов на устранение недостатков. Если же нарушения существенные — а сюда относится все то, что делает пребывание в квартире невозможным, например наличие грибка, плесени, промерзание стен квартиры и прочее, — то можно требовать расторжения договора, возврата денежных средств и выплаты неустойки. К счастью, существенные нарушения сейчас практически не выявляются, их пик пришелся на 2011/2012 годы. Волгоградцы получают долгожданное жилье приемлемого качества, туда можно переезжать и жить.

Анастасия Франтасова

По вопросам защиты прав потребителей в сфере долевого строительства жилья обращайтесь в Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области: 400131, г. Волгоград, ул. Комсомольская, д. 10б, стр. 2: E-mail: info@34.rospotrebnadzor.ru, сайт: http://www.34.rospotrebnadzor.ru

Тел: (8442) 24-36-41, факс: (8442) 24-36-47.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here