На этой неделе отмечает юбилей замечательная женщина — Галина Владимировна Долгова, глава КФХ из Клетского района Волгоградской области. ИНТЕР поздравляет Галину Владимировну от всей души! Вот что рассказала нам руководитель одного из самых успешных хозяйств района накануне юбилея.

  • Так в моей жизни вышло: мечтала о заоблачных высотах, полетах на реактивных скоростях в дальние страны, а оказалась накрепко привязана к клетской земле, — говорит Галина Долгова.-  И я благодарна судьбе за это. Оглядываясь назад, с благодарностью вспоминаю о людях, научивших меня крепко стоять на земле…

«Чтобы выжить, нужно было выйти из привычного круга»

ДолговаВ детстве я очень хотела стать стюардессой. В 7-м классе решила стать следователем. И целенаправленно шла к этому: серьезно относилась к предметам, которые для юридического являются профилирующими. Закончив школу, поехала поступать. Оказалось, что нужно иметь два года трудового стажа. Попыталась устроиться на работу в Волгограде. Без прописки никто не брал. Вернувшись в хутор, пошла работать в школу пионервожатой и поступила на заочное отделение экономфака сельхозинститута.

Вначале все было расписано, как по нотам: вышла замуж, окончив институт, работала экономистом в совхозе «Верхнебузиновский», двое детей родились. Жизнь перевернула трагическая смерть мужа. Я почувствовала: чтобы выжить, нужно выйти из прежнего круга, где все напоминало о нем. Мне предложили должность главного бухгалтера в колхозе «Красный Октябрь». Все вокруг отговаривали: «Что ты будешь делать в Клетской одна с двумя малыми детьми?» Я приняла предложение.

Поначалу было трудно: днем работа, для меня новая, а вечером допоздна учишь с детьми уроки, варишь, стираешь, убираешь – обычная судьба русской женщины. Меня опять потянуло выйти из привычного круга, из уже отлаженного ритма жизни. Захотелось свободы, более широкого поля деятельности, на котором все будет зависеть только от меня самой.

1 марта 1993 года организовала свое крестьянское хозяйство. К тому времени люди уже стали разбирать землю. И я решилась. Вся земля – паевая: люди отдали мне ее в аренду. Со временем подбирала землю, которую другие бросали – люди мне ее передавали. Ни один из пайщиков не сказал, что пожалел об этом.

«Мне очень везло на хороших людей»

— Агрономические знания пришлось восполнять?

— Экономистов-организаторов учат всему: они и механики, и агрономы, и зоотехники. К тому же, работая экономистом, я не только в кабинете сидела – устанавливая нормы, моталась по полям и видела, как все делается. Мне повезло работать под началом очень грамотных руководителей: в Верхней Бузиновке тогда директором совхоза был Анатолий Георгиевич Манойлин, в колхозе «Красный Октябрь» председателем – Владимир Яковлевич Акимов. Кстати, он тоже бузиновский. А первым секретарем райкома партии был Владимир Иванович Сальный – очень яркая личность.

Мне в жизни вообще очень везло на хороших людей. Когда я пришла работать в «Красный Октябрь», главным экономистом была Нина Руфовна Чанина, с которой мы вместе работали в Бузиновке. Она, щедро делясь опытом, многому меня научила. И я никогда не стеснялась спрашивать.

Я и в технике неплохо разбираюсь. В детстве любила гонять на мотоцикле. Машину вожу с юности. Темой моей дипломной работы была «Экономика эксплуатации машинотракторного парка». Так что при случае могу что-то комбайнеру подсказать.

Сейчас всеми техническими вопросами нашего хозяйства занимается мой сын. Он с семьей живет в Верхней Бузиновке. Новое поколение Долговых подрастает: его старшая дочь Татьяна учится в академии госслужбы. Влад — в 8-м классе, Даниле шесть лет, Дмитрию — 1 год и 4 месяца. У дочери (она живет в Волгограде) – дочь Катя. Так что есть ради кого работать – наращивать потенциал хозяйства.

«В кредитах ничего страшного нет»

-Технику берете в лизинг?

-На кредитные средства. 18 марта взяла еще один большой кредит — на приобретение второго комбайна «Акрос 595 «Плюс», на дизтопливо и удобрения.

-Многие фермеры не рискуют брать кредиты.

— А без них как развиваться? Надо обновлять технику – без кредитов не обойтись. Если фермер хорошо работает, технология отработана, есть урожайность, в этом ничего страшного. Многих подавляет страх перед бумаготворчеством: чтобы взять кредит, бумаг надо подготовить – уйму.

Я больше двадцати лет (с 1994 года) кредитуюсь в Сбербанке. Казалось, мне под одно мое слово должны давать кредит: залоговая база есть, кредитная история наработана, движение финансов идет через расчетный счет. Так ведь нет: чтобы взять кредит, приходится готовить большой пакет документов. Но надо – значит надо. А многих работа с бумагами так напрягает, что руки опускаются. В Клетском районе много добросовестных фермеров, которые могли бы позволить себе взять кредит на развитие хозяйства, но как только они узнают о пакете документов для кредита, для субсидирования, у них пропадает всякое желание этим заниматься. Готовить отчеты становится все тяжелее.

К тому же программы, по которым мы сдаем отчеты, постоянно меняются, сама бухгалтерия все больше усложняется. На совещаниях только и слышишь: штрафы увеличиваются на столько-то…

Стараюсь об этом не думать, а уж тем более не тратить время на разговоры. Окружение знает мою позицию: если ты не в состоянии изменить ситуацию, принимай ее, как должное. Быстро делай, что требуется, и иди дальше.

— Многие считают, что несвязанная господдержка не стоит тех проблем, которые она создает сельхозпроизводителям, особенно малоземельным.

— Она прежде всего обязывает. Одно из условий: среднемесячная заработная плата в хозяйстве должна быть не ниже 16 тыс. руб. Для меня это не проблема: у нас люди получают достойную зарплату. Мы только налогов с нее перечисляем 1 млн. руб

«Всегда все просчитываю…»

Недавно мой сосед, фермер, не выдержав, свернул свое дело. Я забрала его землю. Надо сказать, не лучшая: солонцы, камни…

-Так зачем она вам?

-Рядом мои поля. Останется брошенной – зарастет бурьяном. А это – резервант вредителей и источник повышенной пожароопасности.

Я все всегда тщательно взвешиваю. Уже сейчас, перед севом, просчитываю все не только на уборку этого года, но и на сев 2017-го. В нашем севообороте была трехполка: пар – подсолнечник – озимые. Потом засуха накрыла подсолнечник. Мы его заменили сафлором. Возможно, будем сеять нут. Посевы озимой пшеницы (у нас она занимает 50% посевной площади) не сокращаем…

 


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here