14-летняя девочка рискует стать социальной сиротой

О ситуации, сложившейся в судьбе юной жительницы города Ленинска Волгоградской области Лены Козыревой (персональные данные здесь и далее изменены. — Авт.), ИНТЕР уже писал месяц назад ( https://inter-volgograd.ru/2016/03/semejnaya-drama-v-leninske-volgogradskoj-oblasti-edva-ne-pererosla-v-tragediyu/).Напомним, тогда в редакцию пришло отчаянное письмо от Натальи Михайловны Козыревой с просьбой вмешаться в судьбу 14-летней внучки.

Без мамы

Как выяснилось, мать Лены умерла, когда девочке было девять лет. Четыре года после этого она жила с папой, и все, вроде бы, было нормально, пока отец не решился жениться повторно. Новая хозяйка дома была родственницей умершей мамы Лены и ей самой приходилась тетей. Жить семья стала в небольшом съемном доме.

Уже через пару месяцев бабушка Лены забила тревогу: выяснилось, что внучка проживает в подсобном помещении, попросту, кладовке, где помещается только старый диван и шкаф, где нет окна, уроки ей делать негде. Девочка стала болезненной и запуганной, часто плакала и тосковала по умершей маме. Изменилась и жизнь сына, отца Лены, как написала нам бабушка: он стал часто выпивать, его уволили с работы, пенсия девочки по потере кормильца уходила теперь не на дочь, а на выпивку и на нужды, которые определяла сожительница.

Последней каплей для Натальи Михайловны стал тот факт, что в семью пришел жить взрослый сын мачехи. Именно тогда Лена оказалась выселенной в подсобку, ведь в съемном жилье было всего две комнаты.

Никто ничего не заметил

Наталья Михайловна стала обращаться в разные инстанции с жалобами. Бабушка решила добиться, чтобы девочка жила с ней, а пенсия по потере кормильца перечислялась на счет ребенка.

Очевидные для бабушки вещи, однако, не показались таковыми тем ведомствам, которые по долгу службы должны вникать в такого рода ситуации. Невероятно, но инспектор по делам несовершеннолетних, нанеся визит в семью, не узрел в ситуации ничего предосудительного. Не находила поддержки Наталья Михайловна и в других инстанциях. Органы опеки, прокуратура, полиция, школа – нигде не находили в ее доводах здравого смысла.

Причину тому пожилая женщина видела в том, что инспектор по делам несовершеннолетних является коллегой сожительницы сына. Именно поэтому закрывались глаза на некоторые значимые факты. Никто, кроме бабушки, не замечал, что девочка всю зиму проходила в легкой курточке, что в ее гардеробе отсутствуют самые элементарные вещи. Только бабушка беспокоилась, что Лене поставили диагноз анемия и послали к неврологу и кардиологу. Только бабушку пугало, что, проживая с папой, девочка вынуждена оставаться один на один со взрослым молодым мужчиной, ведущим жизнь свободного художника и нередко пребывающего под градусом. А еще она регулярно становилась свидетельницей того, как по выходным на кухне взрослые распивали спиртные напитки. Об одном таком ЧП, закончившемся дракой, вызовом «скорой» и полиции, мы также писали в предыдущей статье. После этого девочка попросила увезти ее к бабушке.

А тебя никто не спрашивает

К настоящему моменту журналист ИНТЕРа уже дважды посетил Ленинск. После первого визита и публикации зашевелились успокоившиеся было структуры, начались новые проверки и заседания.

Поводом для второго выезда в Ленинск стало заседание комиссии по делам несовершеннолетних. Как с удовлетворением прокомментировал заседание отец Лены, члены комиссии признали бабушку виновной в том, что она спровоцировала всю эту ситуацию. Решение: проживать девочка должна с папой. Правда, какое-то время, пока он не снимет жилье, ему посоветовали пожить вместе с дочерью у бабушки. Лену, несмотря на то, что решался вопрос, где и с кем она должна проживать, на комиссию почему-то не пригласили. Однако то внимание, которое административные и надзорные органы стали уделять семье, наводило на мысль о том, что теперь в ней станет больше покоя и порядка, и компромиссное решение будет найдено.

Мы ошиблись: семейная драма вышла на новый виток. Уже по возвращении в Волгоград в редакцию позвонила Наталья Михайловна и рассказала: девочка плачет, узнав, что жить ей предписано с папой, и категорически отказывается выполнять это решение. «А меня кто-нибудь спросил?», — резонно возмущалась Лена.

Напомним, Лене 14 лет, в этом возрасте человек получает паспорт, имеет право начать работать, изменять свои фамилию и имя, может привлекаться к уголовной ответственности и даже вступать в законный брак. Так почему же ей, главному действующему лицу этой истории, не дали хотя бы права голоса относительно вопроса проживания?

К тому же не надо забывать, что у отца девочки нет крыши над головой, постоянного места работы. Пока он состоит на учете в центре занятости и получает около 4 тыс. руб. в месяц. Но, к сожалению, у него есть другое: алкогольная зависимость и ее печальное последствие — заведенное на него уголовное дело по факту драки. Кроме того, как свидетельствует и его мать, и дочь, он не разрывает отношений с семьей, в которой Лена больше жить не хочет. И перспектива вернуться туда приводит девочку в ужас. А еще в ходе всей этой истории звучало и такое предложение со стороны родственников Лены по материнской линии — отдать ребенка в интернатное учреждение. То есть при живом отце и бабушке девочка рискует стать социальной сиротой.

На нейтральной территории

Мы поняли, что ситуацию нельзя пускать на самотек. Наталья Михайловна вместе с Леной приехали в Волгоград. Встреча проходила на территории Волгоградского регионального общественного фонда помощи детям и молодежи «Планета Детства», одной из самых авторитетных в регионе общественных организаций «детской» направленности. Президент фонда Ирина Елагина согласилась принять участие в судьбе Лены как специалист. имеющий большой опыт урегулирования конфликтных семейных ситуаций и как просто объективно смотрящий на факты человек. Кроме того, она сочла уместным пригласить психолога, профессионального медиатора Наталью Орешкину, длительное время сотрудничающую с фондом «Планета Детства» и специализирующуюся на подростковых проблемах и особенностях детского развития.

«Я хочу жить с бабушкой, — на прямой вопрос дала прямой ответ на встрече Лена. — А там меня постоянно за что-нибудь ругают, заставляют за всеми убирать, я всех раздражаю». Призналась: ее пугают частые скандалы, пьяные драки, постоянные упреки. Несмотря на то, что почти всю домашнюю работу в доме делает Лена, в том числе готовит еду, ею все равно недовольны и норовят обидеть грубым, все чаще матерным словом.

У бабушки все иначе — здесь уют, тепло, забота, двухкомнатная квартира со всеми удобствами. Она готова содержать девочку на свою пенсию, а пенсию Лены откладывать на обучение. Но комиссия по делам несовершеннолетних, видимо, не посчитала все это достойным внимания.

В чем же тогда состоит деятельность по профилактике всех этих многочисленных структур? Чего же тогда удивляться, если то тут, то там в семьях происходит жестокое обращение с ребенком, подросток становится на скользкий путь, а то и претерпевает над собой насилие? Чьи интересы в этом случае блюдет Ленинская служба ПДН?

Несомненно то, что с отцом у ребенка более близкая степень родства, и много лет у папы с дочкой были хорошие отношения. Удастся ли вернуть взрослого человека на путь истинный — большой вопрос. Но устроить жизнь девочки, сделать ее как минимум безопасной и обеспеченной, можно вполне. И можно только удивляться тому, что в ходе многочисленных комиссий и инспекций специалисты не посоветовали семье сделать простую вещь — обезопасить деньги Лены. Ее пенсия по потере кормильца уходила менее чем за неделю. А всего-то надо было перевести средства на лицевой счет девочки, что и было сделано по совету специалистов из Волгограда.

***

Проблема социального сиротства, когда дети становятся сиротами при живых родителях — одна из самых сложных для общества, здесь нет готовых ответов и решений. Ситуация в Ленинске — еще одно тому подтверждение. Нам кажется, что главный принцип в делах такого рода для ответственных инстанций должен быть медицинский — не навреди. Все, что происходит в судьбе Лены до настоящего времени, с этим принципом расходится в корне.

Оксана Яблочкина

Данный информационный материал подготовлен в рамках Всероссийского конкурса медиапроектов «Конёк».


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here