Новость последних дней: следственные изоляторы УФСИН Волгоградской области оснастили в полном объеме стационарной телефонной связью. Теперь подозреваемый действительно может воспользоваться правом на один телефонный звонок.
Эта новость встретила неоднозначную реакцию в обществе. Кто-то считает, что облегчать жизнь тем, кто преступил закон, не стоит, и что в последнее время о правах подозреваемых и осужденных пекутся больше, чем о правах невиновных. Другие напоминают известную пословицу насчет тюрьмы и сумы. О том, что на самом деле происходит по ту сторону решетки, ИНТЕР побеседовал с заместителем прокурора Волгоградской области, старшим советником юстиции Николаем Ивановичем Ерешкиным. В его полномочия входит надзор за системой исправительных учреждений региона.

  • Николай Иванович, Вы осуществляете надзор за системой исправительных учреждений региона, эта сфера мало доступна широкому кругу читателей. Расскажите подробнее о курируемом Вами направлении работы.
  •   Действительно надзор за системой исполнения уголовных наказаний имеет свою специфику: с одной стороны государство призвано наказывать за преступления, с другой при исполнении наказаний должны неукоснительно соблюдаться права осужденных. Ведь за решеткой находятся люди, пусть даже и попавшие в сложную ситуацию, и задача всей пенитенциарной системы вернуть их к нормальной жизни. В последние годы на территории региона наметилась тенденция к снижению количества лиц, реально отбывающих лишение свободы. К примеру, с 2006 года количество, содержащихся в исправительных учреждениях сократилось вдвое: с 20 до 9,3 тыс человек. Естественно, это положительным образом сказалось на условиях содержания – в настоящее время лимиты наполняемости не превышены ни в одном из 13 исправительных учреждений региона. К слову, исправительные учреждения у нас в области представлены всеми видами режима, за исключением тюремного.

— Но в СМИ периодически появляются сигналы о нарушениях прав осужденных, также в адрес редакции поступали жалобы от родственников осужденных. Как Вы реагируете на такие сигналы?

— Мы постоянно мониторим средства массовой информации на предмет наличия сведений о нарушениях законодательства по всем направлениям работы, в том числе по ситуации с правами осужденных, тесно взаимодействуем по этому направлению с общественностью. Все сигналы тщательно проверяются, при наличии оснований принимаются меры реагирования. Но бывают такие ситуации, когда осужденные, не согласные с приговором суда либо принятыми в отношении них администрациями исправительных учреждений мерами дисциплинарного воздействия, через родственников или даже через СМИ распространяют недостоверные сведения провокационного характера. Такие случаи – не редкость. Но при любых обстоятельствах мы проверяем каждый сигнал. Что же касается обращений, то они также являются для нас источником ценной информации о нарушениях.

  • Какой объем жалоб поступает?
  •  В 2015 году органами прокуратуры области разрешено свыше 600 обращений по вопросам надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, из которых удовлетворено с принятием мер реагирования – 32. На личном приеме по вопросам исполнения наказаний прокурорами и заместителями принято 218 осужденных.

— Николай Иванович, процент удовлетворенных жалоб достаточно низкий, чем это обусловлено, по Вашему мнению?

  • Полагаю, что этому способствуют систематические надзорные проверки – в минувшем году их проведено порядка 900. По их результатам выявлено более 2,5 тыс нарушений. В целях их устранения опротестовано 165 незаконных правовых актов, внесено 547 представлений, по которым дисциплинарную ответственность понесли 886 виновных должностных лиц. По вопросам деятельности подразделений региональной уголовно-исполнительной системы в суды направлено 29 исков; по инициативе прокуратуры к административной ответственности привлечено 45 должностных и юридических лиц. Так что невысокий процент удовлетворенных жалоб является следствием работы на упреждение нарушений.

— Какие недостатки в основном выявляются прокурорами в ходе надзорных проверок?

  • Хотя и в меньшей степени, но имеют место случаи необеспечения осужденных сантехникой, мебелью, камерным оснащением и вещевым довольствием. К тезису о том, что бытие определяет сознание, в 2015 году в ИК-9 и ИК-19 были недовольства осужденных, в определенной степени обусловленные ненадлежащими условиями содержания. Подобные ситуации требуют дополнительного внимания к проблемам материально-бытового обеспечения со стороны представителей администрации исправительных учреждений.

Со своей стороны надзирающие прокуроры также не остаются безучастными.

Так, вступившим в законную силу решением Тракторозаводского районного суда г.Волгограда удовлетворены требования Волгоградского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях о возложении на ИК-9 обязанности привести количество сантехнических приборов в соответствии с требованиями, предъявляемыми как национальным законодательством, так и Европейскими пенитенциарными правилами. Также удовлетворены судом требования спецпрокурора об оборудовании на участке колонии-поселении при Лечебно-исправительном учреждении-15 в Дзержинском районе карантинного отделения, необходимого для психологического и медицинского обследования вновь прибывших осужденных. Данные решения практически уже исполнены.

Благодаря принятым прокуратурой мерам восстановлены права осужденных на медико-санитарное обеспечение – по нашим искам в конце прошлого года филиалы медицинских частей в 4 исправительных учреждениях Кировского, Тракторозаводского районов г.Волгограда, г.Волжского и г.Камышина, оборудованы электрокардиографами.

Соответствующая медицинская помощь уже оказана свыше 100 осужденным.

Комплекс принятых мер способствовал активизации деятельности территориального органа уголовно-исполнительной системы по улучшению материально-бытовых условий содержания лиц в местах лишения свободы и содержания под стражей. В частности, в истекшем году произведены значительные по объему ремонтные работы в 8 учреждениях из 18 функционирующих на территории области.

Во взаимодействии с Управлением Судебного департамента в Волгоградской области расположенные в районах области СИЗО-2, СИЗО-3, СИЗО-5 в истекшем году оснащены системами видеоконференцсвязи, вследствие чего исключена необходимость этапирования содержащихся в них лиц в следственные изоляторы областного центра для участия в заседаниях суда апелляционной инстанции.

Фото Виктора Яшукова
Фото Виктора Яшукова
  • -По условиям содержания Ваш ответ исчерпывающий. Какие еще нарушения выявляются прокуратурой?
  •  Спектр выявляемых прокурорами нарушений достаточно широк: начиная от нарушений трудовых, санитарно-эпидемиологических прав осужденных и заканчивая нарушениями режима пребывания на территории колоний, в том числе допускаемыми самими сотрудниками исправительных учреждений. Надзирающими прокурорами практикуются внезапные проверки, в том числе в ночное время, выходные и праздничные дни. Эффективность таких надзорных мероприятий возрастает в разы. Нами жестко пресекаются факты нахождения на постоянной основе в медицинских частях без достаточных к тому оснований осужденных. Причем чаще всего «болеют» лица, из числа осужденных по резонансным уголовным делам, в том числе коррупционной направленности.

Пристальное внимание уделяется пресечению неслужебных взаимоотношений осужденных с сотрудниками исправительных учреждений.

К примеру, при досмотре на контрольно-пропускном пункте ФКУ ЛИУ-15 у начальника отряда в одежде были обнаружены 10 SIM-карт.

Фото Виктора Яшукова
Фото Виктора Яшукова

В ИК-26 установлен факт передачи младшим инспектором отдела безопасности за взятку средств сотовой связи и комплектующих к ним осужденному. Приговором Красноармейского районного суда г. Волгограда от 14 июля 2015 года младший инспектор отдела безопасности ИК-26 признан виновным в получении взятки и осужден к 4 годам лишения свободы.

В январе 2015 года в ИК-5 пресечена попытка доставки начальником отряда осужденных на режимную территорию колонии спиртосодержащей жидкости и средств сотовой связи (2 сотовых телефона и 24 сим-карты).

По указанным фактам прокуратурой в адрес руководства исправительных учреждений вносились представления, в которых ставился вопрос об освобождении от занимаемых должностей виновных должностных лиц. По результатам их рассмотрения 3 должностных лица уволены из органов уголовно-исполнительной системы по дискредитирующим основаниям.

  • А уголовные дела возбуждались по итогам прокурорских проверок? Можете привести примеры?
  • Мне запомнился один интересный случай – к нам обратилась многодетная жительница Астраханской области с заявлением о том, что ее обманул осужденный. Начали разбираться и оказалось, что действительно отбывающий наказание в ИК – 24 осужденный, познакомившись с этой дамой по переписке, сообщил о своей «тяжелой» судьбе и попросил перевести деньги для условно-досрочного освобождения. Женщина не смогла отказать возлюбленному и перечислила для его «спасения» последние деньги, в том числе, взяв кредит. В итоге ухажер оказался мошенником, в отношении которого по материалам Волгоградской прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях было возбуждено уголовное дело.

Справедливости ради скажу, что на уловки подобного рода попадаются не только одинокие дамы, но и представители сильного пола. К примеру, к нам обратился житель г.Волгограда, который сообщил, что его обманули. Оказалось, что мужчина стал жертвой очередного мошенника из мест лишения свободы, который в социальной сети представился прекрасной незнакомкой и выманил у потерпевшего около 50 тыс.рублей. В настоящее время к сроку по предыдущему приговору осужденному добавлен новый – дополнительно 3 года лишения свободы.

— Примеры действительно показательные, очевидно, что подобные преступления не могут совершаться без средств сотовой связи, Интернета, какова ситуация с пресечением распространения на территории колоний запрещенных предметов?

  • Вопросами пресечения нарушений режима пребывания занимаются непосредственно сотрудники службы исполнения наказаний. В 2015 году изъято порядка 1400 средств связи, в том числе 668 при их доставке, также изъято свыше 1000 сим-карт. Вместе с тем, принимаемые меры являются явно недостаточными, в связи с чем, требуется дополнительное реагирование оперативно-режимных служб на установление и пресечение каналов доставки запрещенных предметов, на что мы постоянно указываем в актах прокурорского реагирования.

— Николай Иванович, что, по Вашему мнению, является ориентиром состояния законности в сфере исполнения наказаний?

— Ориентирами здесь, безусловно, служат как создание необходимых условий для реализации гарантированных законом прав осужденных, так и неукоснительное соблюдение последними установленного порядка отбывания наказания и содержания под стражей.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here