ГКУ Волгоградский ППМС-центр — молодое учреждение, поэтому нашему клубу принимающих родителей «Лада» в январе 2016 года исполнилось всего четыре года. Понятно, что мы не были не первыми в деле создания клуб принимающих родителей: нас «опередили» Тракторозаводский, Красноармейский, Ворошиловский районы Волгограда, Жирновский район Волгоградской области и некоторые другие районы. Тем не менее, некоторый опыт мы уже накопили и готовы поделиться с теми, кто к такой форме сопровождения принимающих семей ещё не приступил.
Как появился наш клуб?
Создание клуба мы начали с обсуждения его концепции, совместно с приёмными родителями обсудили и продумали план работы. Клубу дали название «Лада» в честь языческой богини семьи и детей.
С теми, кто только планирует создание Клуба, мы готовы поделиться своим опытом.
Хорошо, если руководство клубом будет осуществлять актив (вы можете его назвать Советом клуба), состоящий из постоянных членов, во главе с председателем. Актив клуба может включать не менее 5 членов. Решения принимаются простым большинством голосов.
Для эффективности непосредственной работы клуба «Лада» советуем предварительно определить потребности членов Клуба через собеседование, интервьюирование и анкетирование. Данные, полученные в результате исследования, могут использоваться в качестве основы для подготовки инициатив, а также для разработки материалов и поддержки принимающих родителей.
Периодичность и тематика встреч, а также выбор форм и методов работы определяются запросами самих участников. Так, мы решили, что встречи в клубе «Лада» будут проходить 1-2 раза в два месяца, по 2-3 часа, в конце рабочей недели в 17.00 часов, в актовом зале ГКУ ППМС-центра, в светлом и просторном помещении..
В клубе существуют традиции: каждая встреча начинается с обмена новостями, знакомства с новыми членами или гостями, ритуала посвящения в члены клуба. Если у кого-то возникла проблема, её озвучивают, и каждый пытается помочь разрешить эту проблему.
Правила любого клуба по интересам гласят, что важная составляющая успешного клуба — личность лидера клуба. Лидером клуба может быть только яркий и привлекательный человек. Лучше, если он не будет отягощён организаторской работой по клубу — её будет выполнять другой человек. Но наличие только одного такого человека создаёт опасность закрытия клуба, как только интерес к нему со стороны лидера пропадёт. Поэтому более устойчивой формой существования клуба является та, при которой несколько лидеров («звёзд») вращаются «в орбите» клуба, и их «свет» в таком случае ровный и регулярный. Не нужно путать таких людей с костяком клуба. Костяк без звезды — это залог будничной, рутинной встречи клуба. Присутствие лидера-«звезды», всегда привносит нотки праздника во встречу.
Стоит упомянуть и о такой составляющей жизни клуба, как членство, атрибутика и ритуальность, символ, талисман – как придумаете. У нас есть шуточный обряд посвящения в члены клуба. Все эти вещи помогают ощущать принадлежность к избранным или близким к тебе людям, что является дополнительной мотивацией для участников.istoriya-odnogo-kluba-foto-2
В клуб приходят и «новоиспечённые» приёмные родители, ситуация у которых может быть примерно такая: замещающая семья только сформировалась, в семье появился приемный ребенок, между членами семьи, родителями и прародителями могут возникать разногласия, недопонимания, приводящие к конфликтам между поколениями. Или мамы полностью погружаются в заботы о ребенке, забывая при этом о себе, о роли отца в семье. Сталкиваясь с первыми проблемами в семье и не находя способа их решения, приемные родители не решаются обращаться за помощью к специалистам. Это является одной из причин роста числа проблемных, можно сказать, неблагополучных замещающих семей.
В таких случаях обсуждение за круглым столом помогает выяснить, как члены семьи реагируют на кризисные моменты и насколько способны преодолевать их влияние. Знание ситуации, в которой находится семья, помогает определять способы и формы действенной помощи.
Первоначальные проблемные вопросы обычно бывают направлены на обсуждение особенностей приемных детей, для большинства которых свойственны неуверенность в себе, двойственность переживаний, тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в новом общении. Трудности в новых семьях объясняются особой социальной ситуацией приемных детей, у которых может быть снижена познавательная активность, уплощены эмоциональные проявления, оборонительные реакции преобладают над ориентировочными; у которых не сразу возникает привязанность к взрослому из-за недоверия ко всему миру.
Ребенок в приемной семье растет, начинает активно общаться, строить взаимоотношения в обществе. Общение ребенка не ограничивается только взаимоотношением с родителями. Приходя в дошкольное учреждение, он становится существом широко социальным. Появляются первые трудности, конфликты, нарушения межличностных взаимоотношений. Как помочь ребенку быть уверенным, справедливым и творческим?
Ребенок на пороге школы, впереди школьные трудности. У замещающих родителей появляются первые вопросы: “Как построить общение с малышом (младшим школьником, подростком)? Как подготовиться к школе? Когда начинать воспитывать самостоятельность и ответственность. Как оградить подростка от нежелательного влияния? Как его понять?
Одна из встреч в Клубе была направлена на решение этих проблемных вопросов. Для реализации намеченных задач мы подключаем различных специалистов (психологов, юрисконсультов, детского невролога, учителя-дефектолога и других
Психолог помогает родителям разобраться в особенностях детей данного возраста. Незрелость эмоционально-волевой сферы младших школьников формирует проблемы поведенческого характера. Несформированность локуса контроля, неумение контролировать свои чувства, эмоции и поведение – одна из главных проблем не только адаптационного периода проживания ребенка в принимающей семье, но и всего школьного периода ребенка.
Это послужило основанием обсуждения данных проблем в клубе. Встреча называлась «Наши дети – уже ученики».
Психолог акцентирует внимание приемных родителей на том, что, став школьником, ребенок психологически переходит в новую систему отношений с окружающими его людьми. Требования в семье вольно или невольно соотносятся с его индивидуальными способностями, так как близким людям хорошо известны возможности ребенка. В школе требования едины для всех. Новая социальная ситуация проявляется в ужесточении, стандартизации условий жизни ребенка, и, безусловно, является для него стрессовой. Появляется устойчивый страх не справиться с предъявляемыми требованиями. Все это отрицательно сказывается на нервной системе маленьких школьников, порождает «уход в болезни». Предотвратить такое развитие событий, не допустить того, чтобы ребенок находился в школе в подавленном состоянии – задача родителей и умения сотрудничать с учителем. Главная стратегия помощи детям состоит в удержании привлекательного мотива и его связи с конкретным, возможно, не слишком интересным действием. Ведь даже скучные и однообразные действия могут стать увлекательными, если они направлены на достижение привлекательной цели – вот главные идеи, которые участники клуба смогли обсудить и вынести приемлемые для себя решения.
istoriya-odnogo-kluba-foto-3В наш клуб приходят и кандидаты в приемные родители, где в неформальной обстановке они обсуждают сложные вопросы, касающиеся приёма и воспитания приемных детей.
При принятии решения об усыновлении, установлении опеки и попечительства будущим приемным родителям необходимо объективно оценивать свои возможности и силы. Нет гарантии, что ребенок будет послушным и у приемных родителей сложатся прекрасные отношения, ведь и с родными детьми не всегда легко. Только родители их никуда не сдают, а прилагают все силы, терпение, чтобы воспитать ребенка, каким бы непослушным он не был. Если приемные родители примут решение о прекращении попечительства и возвращении ребенка, то где гарантия, что другой ребенок будет более послушным?
Специалистам ШПР хорошо известно, что многие будущие приемные родители испытывают страх по поводу плохой наследственности ребенка, которого они планируют принять в свою семью.
В нашем клубе специалисты-медики рассказывают будущим приемным родителям о вопросах наследования умственных способностей, черт характера, наклонностей, опираясь на неоспоримые факты:
В генетике есть особые подходы для изучения влияния наследственных факторов. Один из них – исследование близнецов, а другой – как раз изучение приемных детей. Согласно современным научным исследованиям генетические факторы играют значительную роль в формировании личности человека: ребенок наследует психологические черты у своих родителей на 40-60%, а интеллектуальные способности наследуются на 60-80%. Установлено, что дети, помещенные в благополучные замещающие семьи, по уровню интеллектуального развития оказываются близки к приемным родителям и могут значительно превосходить биологических. Наследственность играет большую роль в развитии заболевания, но не менее сильное влияние, чем генетические факторы, оказывает среда, в которой растет ребенок, социальное окружение ребёнка, школа, влияние родителей и общесемейный климат.Распространение положительного опыта воспитания детей из детских домов разрушает подобные стереотипы, показывая, что ребенок не обязан повторять судьбу кровных родителей.
Следует планировать работу клуба, исходя из того, что его членами могут быть как взрослые, так и дети.
istoriya-odnogo-kluba-foto-4В ГКОУ Волгоградском ППМС-центре сложилась хорошая традиция: на встречи в клубе родители приходят с детьми, которые также подружились друг с другом и с пользой проводят время в соседнем помещении под присмотром педагога. Дети с удовольствием приходят в наш центр и готовят для родителей концерт или поделки, поздравления с праздниками.
Взаимодействие с приемными родителями в клубной деятельности позволяет детям усваивать образцы и нормы поведения, нравственные понятия, способствует формированию адекватной самооценки, развивает позитивное отношение к окружающему миру.
Психолог, реализующий программу сопровождения детей в новых приемных семьях,выстраивает общение с детьми с учетом принципов, где каждый маленький участник клуба имеет возможность быть личностью, заслуживающей уважение; как личность быть ответственным за себя; иметь право выбирать ценности и самостоятельно принимать решения.
Когда взрослые обсуждают свои насущные проблемы, дети в другом зале привлекаются к творческому самовыражению через арттерапевтическую работу ( рукоделие, различные жанры изобразительного искусства).
Правильно подобранный стимульный материал позволяет детям реализовывать свои способности, повышать интерес для проявления ими самостоятельности, инициативности, творчества. Коррекционно-развивающие
упражнения направлены на оптимизацию отношений, которые должны сложиться у ребенка с новой семьей, на приобретение социальных навыков и овладение новыми моделями поведения, необходимыми для гармоничного развития и позиционирования личности в микросоциуме новой семьи.
Наш Клуб — Клуб единомышленников, которых объединяет любовь к детям и воспитание приёмных детей

Одна из целей клуба – общение приёмных родителей, у которых в жизни есть много общего, у которых istoriya-odnogo-kluba-foto-5часто возникают похожие проблемы, поэтому хорошо, когда есть с кем поделиться и получить нужный совет. Здорово, если в клубе рядом окажутся родители, которые уже справились с подобными проблемами. Специалисты (психологи, педагоги, которые также приходят в клуб, оказывают помощь в сложных случаях.

Одного общения мало, поэтому у каждой клубной встречи есть своя тема. «Наши дети – уже ученики», «Семья и детство – вопросы семейного законодательства», «Роль мужчины в семье», «Наша мама – успешная хозяйка и просто красавица» — далеко не полный перечень тем наших заседаний в текущем году.
Так уж сложилось, что члены Клуба – непременные участники почти всех наших мероприятий, проводимых для приёмных семей. «Семья – это семь плюс Я», ежегодные праздники, посвящённые Дню семьи, любви и верности, ежегодные региональные Форумы принимающих семей, областной конкурс художественного творчества «Ассамблея замещающих семей» — во всех этих мероприятиях принимали участие и члены нашего клуба.
Ничто так не сплачивает взрослых и детей, как совместные поездки. Мы побывали в храме Петра и Павла в Иловлинском районе, где находится чудесная икона Божьей Матери, у источника Пресвятой Богородицы, съездили в Среднеатубинский район посмотреть, как цветут лотосы, купались и загорали на реке Ахтуба, осенью путешествовали по Калачёвскому району в поисках маслят и зеленушек.
Из номера газеты № 2 2016 год ГКУ «Волгоградского ППМС-центра» «Вести с аукциона идей»
Данный информационный материал создан в рамках Всероссийского конкурса медиапроектов «Конёк»


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here