Как повлияло модное течение на умы россиян 60-х годов ХIХ века

В предстоящее воскресенье, 27 марта в 15.00 в ВОУНБ им. М. Горького состоится очередная лекция из цикла «Метасюжеты русской литературы XIX века» в рамках просветительского проекта «ЛИТЕРА-TERRA». В этот раз кандидат филологических наук, доцент ВолГУ Сергей Калашников сконцентрируется на творчестве Ивана Тургенева, а лекция будет носить название: «Принц-полукровка, или Самоубийство героя-идеолога в «Отцах и детях» И. С. Тургенева». Накануне мероприятия Сергей Калашников рассказала ИНТЕРу, что нового привнес данный писатель в великую русскую литературу.

Явление героя-идеолога народу
— Особенностей в романе очень много, — начал разговор Сергей Калашников. — Именно у Тургенева впервые появляется герой, живущий в соответствии с некоей теорией, герой-идеолог. До него в русской литературе таких персонажей не было. И под знаком героя-теоретика пройдет все десятилетие 60-х годов ХIХ века. Следующим таким героем будет Раскольников, потом отчасти к этой категории можно отнести Кириллова и Петра Верховенского из романа «Бесы» Достоевского, если говорить о «Братьях Карамазовых», наверное, Иван Карамазов также относится к этой группе. Можно даже усмотреть черты героев-идеологов у Толстого в «Войне и мире». Во всяком случае современники воспринимали что образ Андрея Балконского, что образ Пьера Безухова, как раз в парадигме, созданной Тургеневым, приписывали этим героям какие-то идеи.
— Почему герой-идеолог возник именно в тот период времени?
— До этого героями русской литературы в основном были дворяне, которым никакие теории были просто не нужны. Их социальная функция была четко определена: либо служба военная, либо штатская. Но на рубеже 50 — 60-х годов ХIХ века социальная структура общества изменилась, и появилось большое количество разночинцев, детей от смешанных браков матери-дворянки и отца не дворянина. И у них не было тех социальных привилегий, которые имели дворяне. Они не имели права занимать руководящие административные должности на государственной службе, в армии должны были начинать служить с рядовых чинов. С другой стороны, они имели право учиться в университете, по окончании последнего защищать кандидатские и докторские диссертации и тем самым получать личное дворянство.
Разночинцы того времени — это в основном молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет, их процент был очень высок и им нужно было занять какое-нибудь место в социальной иерархии общества. Тургенев — собственно, этим он всегда и отличался — очень тонко и чутко уловил данные изменения, а главное, уловил еще один важный момент. Социально незащищенный человек, прежде чем действовать — а здесь речь идет именно о социальном взаимодействии, о взаимодействии с другими уровнями сословной иерархии, — должен каким-то образом мотивировать свои действия. Он должен предложить некую теорию, альтернативную той, которая исторгла его из существующей социальной иерархии. Базаров предлагал «нигилизм».
— Как вообще Тургенев обратил внимание на такое явление, как «нигилизм»? Он-то сам был дворянин, и много времени проводил за границей…
— Опыт пребывания в европейских странах, видимо, и помог Тургеневу. Как раз в конце 40 — начале 50-х годов в Европе стало распространяться это модное идеологическое веяние, основанное на отрицании всего и вся: нравственных ценностей, ценностей социальных, духовных, религиозных, эстетических. Явление носило системный характер. Иван Тургенев первым из русских писателей заметил, что и в России стали появляться ростки этого нового мировоззрения, обладающего колоссальным разрушительным потенциалом. Потому что философия нигилизма предполагает отрицание не только направленное вовне: главная черта нигилизма, с точки зрения того же самого Тургенева, — это еще и направленность этого отрицания на самого себя, на носителя нигилистической идеологии. Не случайно именно на это время в Европе приходится настоящая эпидемия идейных самоубийств на нигилистической почве.
Еще один важный момент (и это специфическая особенность русской литературы ХIХ века) — ее постоянная погруженность в общественную и социальную жизнь современности. Практически все сюжеты русской литературы ХIХ века — сюжеты о герое-современнике. И связано это с тем, что различные формы общественной жизни в России были практически неразвиты, а функцию парламента в русском обществе, по большому счету, выполняла литература: именно на страницах литературных произведений, а если быть еще более точным, на страницах литературных журналов обсуждались самые актуальные вопросы современности. Там поднимались проблемы, которые в тех же европейских странах обсуждались в парламентах. В этом, собственно, и заключается величие русской литературы ХIХ века: она влияет, она формирует, в буквальном смысле форматирует социальные группы по принципу принадлежности к той или иной литературной партии, литературному журналу, литературной группировке.

Между двух огней
— В заголовок лекции вынесены слова о «самоубийстве героя-идеолога». Раскройте интригу, почему именно так вы характеризуете смерть Базарова?
— Дело в том, что сцены, предшествующие смерти Базарова, получили у современников неоднозначную оценку, как, впрочем, и сам роман. Это одно из тех многочисленных русских произведений, которому очень не повезло с литературной критикой и оценкой.
До выхода произведения в свет у Тургенева были неплохие, дружеские отношения с двумя враждующими партиями-лагерями. Его как своего воспринимали демократы, прежде всего, редакция журнала «Отечественные записки». Но либералы тоже относились к Тургеневу как к своему, потому что, во-первых, по происхождению он принадлежал к древнему и достаточно богатому роду, во-вторых, его произведения, особенно такие, как «Дворянское гнездо», — это безусловно, образ дворянской помещичьей России. А выход романа «Отцы и дети» поссорил Тургенева и с одними, и с другими. Демократы обиделись на то, что он умертвил Базарова, и тем самым дал оценку нигилизму. То есть носитель революционной идеи, человек по своим личным качествам симпатичный и незаурядный, человек, который обладает работоспособностью невероятной, который готов к труду, вдруг так нелепо погибает. А либералы обиделись, что Тургенев, как им показалось, изобразил Базарова слишком симпатичным персонажем, вызывающим, как минимум, уважение и симпатию. Кроме того, в образе Павла Петровича Кирсанова они увидели пародию на самих себя. Поэтому тоже с Тургеневым рассорились.
Все это в итоге привело к тому, что начиная с 1862 года Тургенев большую часть времени проводил за границей. Здесь, конечно, сыграли роль и личные обстоятельства, тем не менее в его случае можно говорить о том, что состоялась такая добровольная эмиграция писателя из России.
Возвращаясь к роману, надо сказать, что он современниками воспринимался исключительно в узкосоциальном контексте. Хотя, на самом деле, задача Тургенева состояла в другом. Она была гораздо глубже этих поверхностных противостояний эпохи. Он, по сути, анатомирует, в некотором смысле, образ героя-теоретика. Он показывает, какие люди становятся носителями такой разрушительной идеологии и какие внутренние предпосылки для этого должны быть. В данном случае эти предпосылки связаны с происхождением Базарова. Начиная со второй главы Базаров у нас появляется под знаком двойственности, и до главы 27, пока не умрет, в каждой части обязательно есть детали, которые свидетельствуют о внутренней раздвоенности этого персонажа и постоянном борении с самим собой. Идея нигилизма она потому к нему и «цепляется», что он, еще до того как услышал это слово и узнал, что оно означает, уже жил в системе постоянного отрицания. То есть в каких-то фундаментальных основах этой личности есть та трещина, в которую попадает нигилизм и окончательно расколет героя. И эта двойственность, в конечном итоге, убивает его самого.
То есть для Ивана Тургенева это, безусловно, некий философский концепт. И это то, чего абсолютно не заметили его современники ни из одного идейного лагеря, ни из другого. Базаров энергию разрушения направляет, в том числе, и на самого себя. И его смерть является закономерным итогом, исходом этой нигилистической теории, которую он исповедует. Его убивает не случайность, его убивает собственная раздвоенность. И это то, говоря о метасюжетах, что Достоевский в своем Раскольникове пытается преодолеть.

Ищите женщину
— Какова роль женщины в романе «Отцы и дети»? Она невелика или…?
— Она по-своему велика. Образ Анны Сергеевны Одинцовой — это, конечно, образ женщины-искусительницы. Она провоцирует внутренние противоречия Базарова. То есть до поры до времени ему удается существующую двойственность в себе нейтрализовывать. А Одинцова не просто провоцирует это противоречие, она его усиливает. Писатель однозначно дает нам понять, что это ее намеренная установка: в тексте сказано, что она хотела «и себя испытать, и его изведать».
Одинцова ставит своеобразный психологический эксперимент над этим человеком. И такого испытания Базаров не выдерживает. Мы знаем, как главный герой относился к прекрасному полу: «Нравится тебе женщина — старайся добиться толку, не нравится — ну, не надо, отвернись, земля не клином сошлась». Базаров относится к любви исключительно как к биологическому инстинкту, но Одинцова оказывается для него не просто объектом физиологического влечения. В итоге она взрывает этот образ изнутри. Ее сюжетная задача — запустить программу внутреннего конфликта в Базарове, и она с ней великолепно справляется. Это то, что сближает ее с Ольгой Ильинской. Потому что Ольга Ильинская тоже пытается запустить программу внутреннего противоречия в Илье Ильиче Обломове, но у нее ничего не получается.

Уроки Тургенева
— Чему, на ваш взгляд, может научить данный роман наших современников? Какие уроки сегодня можно из него извлечь?
— По большому счету, полный контекст этого романа угадывается в отношениях Базарова и Павла Петровича Кирсанова. И особенностью произведения является то, что судьбы Базарова и Павла Петровича не просто запараллелены, они еще и обладают одинаковой результативностью. Один — умирает в сердце России, а другой — оказывается за границей. Тем самым Тургенев показывает свое отношение к одному и другому виду теорий. Либеральная теория Павла Петровича для России не подходит — и туда, откуда она появилась, Павел Петрович у нас автором и направлен в конце романа: он живет в Германии, общается там исключительно с англичанами, редко с приезжими русскими. Жизненный надлом у обоих героев связан с несчастной любовью, и оправиться от этого психологического потрясения ни один, ни другой не в состоянии. И ни с одним, ни с другим не связано будущее России.
А что оказывается приемлемым? Оказываются приемлемыми те самые ценности, которые сейчас называют консервативными. Это формы коллективной идентичности: семья и преемственность поколений. В образах Николая Петровича и Аркадия Кирсановых Тургенев нам показывает: у этих все как раз замечательно складывается. То есть помимо программы отрицательного воздействия, которая находится в центре сюжета 26 глав из 28, где Базаров затмевает собой всех, в подтексте наиболее симпатичным для Тургенева персонажем, с которым связана позитивная программа произведения, является как раз Аркадий. Самое важное, ни у Павла Петровича, ни у Базарова нет в буквальном смысле потомства, ни физического, ни идейного. А у Аркадия — есть!


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here