Страницы семейного дневника многодетной мамы из Волгограда

…С приемной семьей Куликовых из Тракторозаводского района Волгограда пользователи сайта ИНТЕР уже знакомы — мы дважды рассказывали о ней в прошлом году. При этом возникла идея — проследить за жизнью домочадцев на определенном отрезке времени и рассказать об этом другим. Мы не сомневались, что такой опыт будет интересен многим родителям. Тогда ИНТЕР попросил Наталью Сергеевну, маму большого семейства Куликовых, завести домашний дневник. И вот на днях Наталья Сергеевна передала нам первые записи.

Короткая предыстория: десять лет назад, когда у Куликовых рос только трехлетний Никита (родной сын), в нее пришли сразу две девочки девяти и четырех лет – сестры Настя и Алена, а еще через пять лет появился еще одни приемный ребенок — полуторагодовалый Артемка. Наталье Сергеевне пришлось оставить работу, поскольку времени на детей не хватало, добытчиком и кормильцем был и остается ее супруг Александр Николаевич.

Сегодня старшей дочери Насте уже 20 лет, она студентка; Алене – 15, Никите – почти 14, возраст у обоих очень неспокойный. А Артемке в феврале исполнилось 7 лет, скоро в школу. Вот страницы их повседневной жизни глазами Натальи Сергеевны.

«Прошло ощущение, что есть дети родные и неродные…»

«Прошел тот период, когда внутри меня постоянно функционировал самоконтроль – так ли я поступаю, то ли говорю? Последнее время все идет по накатанной, и это меня радует. Постепенно прошло ощущение, что в моей семье есть дети родные и не родные. А поначалу, когда только девочки появились в семье, а Никита был совсем маленький, была боязнь обидеть «приемышей». И иной раз Никите что-то могла сказать такое, что не позволяла себе сказать девочкам, хотя они старше его».

«Он как будто мстил нам за одиночество»

«Артем – самый беспокойный из ребят. Он быстро устает от примерного поведения, ему просто необходимо быть в движении и чего-нибудь напроказить. Иногда кажется, что он будет актером – все время пытается привлечь к себе внимание, хотя его и так много. Психолог говорит, что так выражается синдром дефицита внимания, когда, сколько не оказывай его, все равно будет недостаточно. Однако считаю, что я допустила ситуацию, которая только обострила этот синдром, но, к сожалению, поздно это поняла: мне предложили Артема на месяц определить в санаторий (на Спартановке), который работал по принципу круглосуточного детсада, то есть с приездом домой по выходным. Внешне ребенок отнесся к этому спокойно – не плакал, делился впечатлениями. Но, как позже выяснилось, на подсознательном уровне малыш помнил это ощущение, когда он ждет маму, скучает, остается вдалеке от семьи. После этого его поведение заметно ухудшилось. Он как будто мстил нам за это вынужденное одиночество. Я сильно переживала и до сих пор переживаю, что невольно причинила боль своему ребенку».

«Пособия на детей индексироваться не будут»

«Узнала неприятную информацию – в течение двух лет индексация пособий на детей производиться не будет. Говорят, в связи с чемпионатом мира по футболу. Такое решение приняли власти области. Не понимаю, как можно ставить одно в зависимость от другого. Жизнь дорожает, дети взрослеют, потребности растут, а пособие будет оставаться без индексации до 2018 года».

«Влияние друзей стало заметным и не всегда благотворным»

«Алена взрослеет, ей 15 лет. Мы, взрослые, побаиваемся этого возраста. Заметила, что влияние друзей стало заметным и не всегда благотворным. Сначала меня насторожило длительное сидение в Интернете. А когда увидела стиль и тему переписки, совсем расстроилась. Неприятные перемены произошли и в поведении. Чувствовалось, что дочка стремится не выделяться из компании, в которой допускается слишком многое. В душе поселилась тревога.

Встала проблема, как оградить Алену от этого влияния. Чувствовала, что обычный запрет дружить не принесет результата – дети хотят казаться взрослыми и часто поступают вопреки запретам. Только конфликт с дочерью наживем, и все.

Пришлось обратиться к психологу за советом,  посещать занятия для замещающих семей фонда «Планета Детства». Там научили, как сделать так, чтобы ребенок сам понял, с кем дружить. Кроме того, пришлось лишить ее возможности общаться в соцсетях бесконтрольно. Теперь только под контролем. Приходится быть строгими, а иногда жесткими, но душа все равно болит. Радуюсь, что дочка не обижается за это на нас, родителей. Значит, есть надежда, что все делаем правильно. Прошлый год был очень беспокойный. Слава богу, у Насти все идет без потрясений – учится в педуниверситете, замуж не торопится».

«Такого дня рождения ни у кого еще не было»

«У Артема день рождения был. Дома собрать друзей негде, придумали устроить праздник в садике в конце дня. Вместе с девчонками подготовили конкурсы, испекли сладости, надули шары – получилось весело и интересно. Дети сказали, что такого дня рождения ни у кого еще не было».день рожд

«Обострять отношения из-за этого не хочу»

«Пришла домой – в раковине посуды гора. Повозмущалась для порядка, что не гоже маму ждать для этого. Начали мыть. Может, это неправильно, но дежурства, кто что должен убирать, а что мыть, у нас нет. Конечно, что-то делается не так, как надо, или вовсе не делается, пока не укажу, но не это главное, мне кажется. Обострять отношения из-за этого не хочу».

«Что заработал, то и получил»

«Никита, хоть и родной сын, приносит не меньше забот и требует не меньше внимания. Тяжело шло учение, не было никакого интереса к учебе – решили поменять школу. Определили его в педагогический лицей. Там он стал кадетом, дисциплина на первом месте, но ему этого и не хватает. За полгода перемены налицо: постепенно меняется отношение к учебе, к жизни, больше ответственности появляется, хотя все равно ленится иногда. Я довольна и учителями – более внимательно относятся к успеваемости своих учеников. Не то что в школе».кадет

«Вручила ему «Что такое хорошо и что такое плохо?»

«Артемка снова учудил в детском садике – обижал двух девочек, обзывался. Ломала голову, как поступить, просто наказывать не хотелось – не поймет ведь толком ничего. Вспомнила про Маяковского. Артем уже читает неплохо, вручила ему «Что такое хорошо и что такое плохо?». Прочитал, а потом принялись делать из бумаги по цветку для обиженных девочек: в центре – имя девочки, а на лепестках написали слова, характеризующие девочек положительно. Постарались. Все были довольны».

«Мы не просто семья, мы – команда»

«Снова готовились к конкурсу, любим участвовать в различных мероприятиях. Замечаю, что это сильно сплачивает мою семью и выявляет все новые таланты в нас. Артемка за несколько минут такого дракона вырезал и соорудил на бумаге – загляденье. В моменты, когда готовим номер к конкурсу, костюмы или подарки, мы не просто семья, мы – команда. Победа всегда радует, конечно. Хочется повторить такой момент. И мы повторяем».

Продолжение следует

Оксана Яблочкина

Комментарий эксперта

Если у ребенка появился «плохой» друг

Ирина Елагина, президент Волгоградского регионального общественного фонда социальной помощи детям и молодежи «Планета Детства»:

— Дружба с «плохим» ребенком часто пугает родителей. Такое ощущение, что родители боятся, что их «хороший» ребенок заразится от «плохого» и сам станет «плохим». И здесь опять встает вопрос о доверии собственному ребенку. Воспитываясь в вашей семье, ребенок впитывает ваши ценности и вполне способен выносить собственные суждения по многим вопросам. Постарайтесь понять, что именно получает ваш ребенок от этой дружбы? Ответ «ничего хорошего» не подходит! Если ваш ребенок общается с кем-то, значит, он получает что-то очень важное для себя от этого общения. Если вам удастся непредвзято разобраться с этим вопросом, то вы сможете решить для себя, насколько действительно опасно это общение для вашего ребенка.

Часто дети рассказывают про «плохих» ребят, что они хорошие и преданные друзья, что с ними интересно и весело, что «плохие» ребята могут выручить в трудную минуту.

У каждого «плохого» ребенка есть своя история. Таким детям помогает опереться и встать на ноги любой контакт со взрослым, который может уважительно к нему отнестись. В частности, это могут быть родители его друга, которые нашли в себе мужество по-человечески к нему отнестись, лишний раз выслушать и поддержать.

Если же вы узнаете, что ваш ребенок регулярно является жертвой «плохого» ребенка, постарайтесь разобраться в ситуации. Сходите в школу, соберите как можно больше разных свидетельств и идите к психологу. Важно разобраться, почему ваш ребенок притягивает насилие, почему он чувствует себя жертвой. Скорее всего, он чувствует себя жертвой не только по отношению к этому конкретному ребенку, но и в других ситуациях.

Данный информационный материал создан в рамках Всероссийского конкурса медиапроектов «Конёк»


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here