О полугодовалом  Алеше, который, оставшись без попечения родителей, оказался в одной из детских больниц Волгограда на обследовании в декабре 2015 года, ИНТЕР уже писал (//inter-volgograd.ru/2016/01/situatsiya-s-polugodovalym-aleshej-v-volgogradskoj-bolnitse-vozmutila-obshhestvennost/. Напомним, мальчик, как рассказала пациентка, лежавшая с детьми в соседней палате, постоянно, если не считать периодов кормления, находился в одиночестве в закрытой палате, без игрушек, без света в вечернее время, оттого почти постоянно плакал. Сегодня продолжаем тему.

Как выяснилось, подобному суровому карантину подвергаются все дети перед тем, как попасть в интернатное учреждение, где будет решаться их дальнейшая судьба. При этом не имеет значения, болен малыш он или здоров, в любом случае он должен пройти месячное обследование. Когда о положении ребенка неравнодушная пациентка рассказала в Интернете, посыпался шквал откликов. ИНТЕР также получил отклики на свою статью. Люди просили редакцию продолжить тему, разузнать судьбу ребенка. И вот на одном из сайтов, где мы размещали ссылку на текст, появилась история этого ребенка, которую приводим с небольшими сокращениями.

«Я знаю этого мальчика. Живем в соседних квартирах. Семья не благополучная. Алкоголики, нигде не работают, должны деньги всему подъезду. Мама (бабушка Алеши) не следила за своей дочкой-подростком и поэтому она в 14 лет родила Алешу. Естественно, малолетней мамаше ребенок не нужен, нет на него ни времени, ни средств, ни желания воспитывать. Бабушка тоже занята своей жизнью — пьянки, кавалеры. Кроме этого, есть еще два брата погодка (дяди Алеши) около 10 ти лет. Никто из детей толком не учатся, условия проживания ужасающие, в квартиру невозможно зайти, в декабре у них отключили газ за неуплату. Постоянные пьянки-гулянки, крики, ругань. Полиция, скорая помощь, социальные службы — частые гости, знаю это, т.к. приходится постоянно открывать им домофон (у них нет в квартире). Все лето из открытых окно слышны крики — кто будет покупать Алеше памперсы, и кто будет ухаживать за ним. Молодой мамаши все время нет дома, уезжает в область куда-то гулять, подальше. Кто-то добился изъятия детей из семьи. Мамашу малолетку отправили в какой-то приемник (она оттуда сбежала в итоге), дядей (пацанов) отправили в санаторий какой-то, а Алешу, видимо, пока в больницу.»
Из рассказа ясно: за свою короткую жизнь Алеша ничего хорошего не видел. Что же касается происходившего в больнице, то в результате наших попыток прояснить ситуацию стало ясно: ответственность медперсонала в подобных случаях действительно ограничивается проведением обследования, соблюдением режима питания, заботой о физической безопасности ребенка. Но то, что на целый месяц дети разного возраста оказываются предоставленными сами себе, без постоянного общения, внимания и ласки взрослых, — печальный факт.

— Такая проблема действительно существует, и не только в Волгограде – по всей России, — подтвердила ИНТЕРу известный в регионе эксперт по вопросам материнства и детства, президент Волгоградского регионального общественного фонда социальной помощи детям и молодежи «Планета Детства» Ирина Елагина. — Приходилось сталкиваться с ней и в моей практике. Конечно, подобные ситуации нельзя считать нормой. И фонд «Планета Детства» не раз пытался вмешаться, и хоть как-то облегчить участь детей, оставшихся без попечения родителей.

— Первый такой опыт был в 2006 году, — продолжает Ирина Анатольевна. — Мы наладили было сотрудничество с ГБУЗ «Волгоградская областная клиническая инфекционная больница № 1». Была достигнута договоренность, что к деткам, находившимся в стационаре на обследовании перед оформлением в социальное учреждение, будут приходить студенты медакадемии и заниматься с ними. Нам показалось, что это удачная форма помощи, и такая практика уже начала воплощаться в жизнь, но потом надзорные органы не одобрили этой инициативы, посчитав, что контакт со студентами небезопасен для детей. В итоге наше сотрудничество свелось к тому, что мы помогали лечебному учреждению решить какие-то насущные проблемы по уходу за детьми: покупали памперсы, средства гигиены, шланги для полива участка рядом с больницей…

В 2009 году мы снова предприняли попытку работать с одним из роддомов Волгограда, где три-пять «отказников» всегда есть. Речь идет, в том числе, о детках, которых матери оставляют в роддоме, даже не написав никакого заявления. Этим малышам мы тоже помогали конкретными вещами, в которых они нуждались, но не более того. Дому ребенка, что на ул.Коммунистической в Волгограде, наш Фонд также предлагал свою помощь по уходу за детьми — там живут малыши до трех лет. Получили отказ.

Однако менять что-то нужно. Мое мнение, если бы таких детей могли опекать студенты медколледжей или медакадемии, которые специализируются на социальной работе и регулярно проходят медкомиссию, и такие визиты в больницы или Дома ребенка могли бы считаться практикой для них, ситуация бы в корне поменялась. И что немаловажно, было бы конкретное лицо, с кого можно было бы спросить в случае возникновения каких-либо нестандартных ситуаций. Я считаю, чтобы сдвинуть это с мертвой точки, нужны межведомственные соглашения и целевые программы.

От себя добавим — ИНТЕР решил взять вопрос на контроль, тем более что в других регионах России накоплена успешная практика его решения. Мы также хотим проследить, как сложится судьба полугодовалого Алеши.

Оксана Яблочкина


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here