Законопроект не реализует условия Конституции России и Гражданского кодекса РФ
Волгоградский облсовпроф направил официальное обращение в адрес каждого депутата областной думы, губернатора региона, общероссийского народного фронта и общественной палаты Волгоградской области. В обращении сказано, что, изучив проект регионального закона «Социальный кодекс Волгоградской области», профлидеры пришли к выводу – кодекс противоречит действующему законодательству Российской Федерации и направлен в первую очередь на экономию областного бюджета, а не совершенствование действующей системы социальной помощи и поддержки граждан.
В распространенном в СМИ пресс-релизе облсовпрофа говорится: президент страны, действительно, поручил правительству внести в федеральное законодательство изменения, направленные на совершенствование мер социальной поддержки граждан. Но при этом он настаивал, чтобы эти изменения вносились в целях обеспечения социальной справедливости, исходя из обязательности соблюдения принципов адресности и нуждаемости.
«Однако, применение принципа нуждаемости может быть оправдано лишь в том случае, если на федеральном уровне будут сформулированы базовые критерии такого понятия, как «нуждаемость», применительно к мерам соцподдержки в целях недопущения исключения из числа получателей мер социальной поддержки семей, в которых доход каждого члена равен или превышает величину прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации и в целом по стране и не относящихся к высокообеспеченным», – сказано в пресс-релизе .
Что касается непосредственно проекта Социального кодекса, то отдельные нормы законопроекта напрямую противоречат действующему законодательству, а некоторые снижают меры социальной поддержки, предоставляемые в настоящее время.
Так, например:
1. В ст. 12 предлагается осуществлять компенсацию части родительской платы только малоимущим семьям, то есть, семьям, имеющим среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума в расчете на душу населения по Волгоградской области.
Введение критерия нуждаемости противоречит действующему федеральному законодательству, в соответствии с которым вне зависимости от дохода семьи право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации. Субъекту РФ дается только право устанавливать порядок обращения за компенсацией и ее выплаты.
2. В ст. 14 предлагается предоставлять меры соцподдержки многодетным семьям, имеющим среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума в расчете на душу населения по Волгоградской области.
Данная законодательная инициатива ухудшает положение многодетных семей, не имеющих возможности получить статус малоимущей семьи, и не согласуется с Конституцией РФ, где сказано, что материнство и детство находятся под защитой государства, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
3. В кодексе вообще не говорится о социальной поддержке малоимущих беременных женщин и кормящих матерей. Между тем, региональное законодательство предусматривает ежемесячные денежные выплаты беременным женщинам и кормящим матерям в размере 500 рублей. После принятия кодекса данная мера социальной поддержки предоставляться не будет.
4. В ст. 24 законопроекта для ветеранов труда Волгоградской области предлагается ввести критерий нуждаемости – размер среднедушевого дохода которых ниже полуторной величины прожиточного минимума по Волгоградской области для пенсионеров, увеличить стаж работы на территории Волгоградской области на 15 лет и сократить перечень наград, дающих право на получение звание «Ветеран труда Волгоградской области».
Данная законодательная инициатива, во-первых, не отвечает условиям реализации конституционных прав и законных интересов ветеранов по созданию условий, способствующих удовлетворению предоставленных им льгот и преимуществ за многолетний плодотворный труд. В соответствии с Конституцией РФ в стране не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Во-вторых, существенно сократится количество получателей выплаты, то есть, звание Ветеран труда Волгоградской области для граждан, среднедушевой доход которых равен или выше полуторной величины прожиточного минимума по Волгоградской области для пенсионеров, исключает правовые гарантии их социальной защиты и, как следствие, снижает их достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
5. В ст. 23 кодекса предлагается установление норм противоречащих федеральному законодательству в отношении граждан, имеющих звание «ветеран труда и ветеран военной службы», исключаются лица, получающие дополнительную пенсию за государственную или муниципальную службу.
А именно:
– исключаются из числа получателей льготы члены семей;
– исключаются из числа получателей лица, получающие дополнительную пенсию за государственную или муниципальную службу;
– отменяется ежемесячная денежная выплата в период отопительного сезона гражданам, проживающим в жилых помещениях, оборудованных стационарными электроотопительными приборами;
– изменяется порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации. Ранее данная выплата на компенсацию части расходов за жилое помещение и коммунальные услуги назначалась гражданам индивидуально в виде авансовых сумм. Предлагается производить выплату при отсутствии у граждан задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключенном соглашении по ее погашению.
6. В гл. 4 законопроекта предлагается предоставлять меры соцподдержки специалистам, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Волгоградской области, имеющим среднедушевой доход ниже полуторной величины прожиточного минимума по Волгоградской области, установленного в расчете на душу населения, а специалистам-пенсионерам, имеющим размер страховой пенсии менее полуторной величины прожиточного минимума по Волгоградской области, установленного для пенсионеров, действующего на дату обращения. Кроме того, предлагается исключить из числа получателей членов семьи.
Федеральным законодательством установлено, что при издании органами госвласти субъектов РФ и органами местного самоуправления нормативных правовых актов должно быть соблюдено следующее условие: при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, представлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Таким образом, законодательная инициатива по принятию Социального кодекса Волгоградской области не позволяет реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования и нарушает обязанность субъектов РФ и органов местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории работников введения эффективных правовых механизмов, обеспечивающих сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере.
И самое главное: законопроект не реализует условия Конституции РФ – в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, а также Гражданского кодекса РФ, согласно которому акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Учитывая изложенное и принимая во внимание снижения реальных доходов трудящихся и членов их семей в данный период, Волгоградский областной Совет профессиональных союзов убедительно просит не рассматривать проект закона Волгоградской области «Социальный кодекс Волгоградской области» в редакции, предложенной Контрольно-счетной палатой Волгоградской области».
Дополним, что многие положения кодекса не устраивают и Волгоградский областной Совет ветеранов. В ходе обсуждении кодекса на заседании комитета облдумы по труду, социальной политике, вопросам семьи и делам ветеранов доводы этой организации изложил член бюро Совета Владимир Кудрявцев (http://inter-volgograd.ru/2015/11/v-oblastnoj-dume-obsudili-proekt-sotsialnogo-kodeksa-regiona-volgogradskoj-oblasti/#more-14398).


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here