О судьбе ветерана Великой Отечественной войны, уроженца Киквидзенского района нашей области Василия Васильевича Кирпичева «ИНТЕР» рассказал в июне прошлого года («Возвращаю городской думе Знак почета города-героя Волгограда»)
Тогда редакция опубликовала его открытое письмо, адресованное Ирине Гусевой, возглавлявшей на тот момент городскую думу Волгограда. В нем ветеран выризил намерение вернуть городской думе награду. В коротких строках письма уложилась история непростой жизни ветерана и той большой несправедливости, с которой он столкнулся.
«Как член раскулаченной в 1930 году семьи я получил ярлык «социально опасный по классовому признаку», — указывал в письме ветеран.

— В июне 1941 года по этой причине меня не призвали в армию, как остальных парней из хутора Лестюхин Киквидзенского района. Ждали, когда будет закончено формирование спецбатальона из «социально опасных». Только 15 декабря киквидзенскую группу повезли в Сталинград, где она вошла в состав отдельного саперного батальона № 1458. Сначала батальон строил оборонительные сооружения в районе хутора Вертячий и Суровикино, а затем был переброшен на Украину, где выполнял задачи по эвакуации завода в Лисичанске и строительстве понтонной переправы через реку Северский Донец. Во время немецкой бомбежки я был ранен, а многие мои сослуживцы погибли».
Далее судьба Василия Кирпичева складывалась не менее драматично: его батальон попал в окружение, был пленен, однако из плена ему удалось бежать. Военный трибунал приговорил его к 15 годам воркутинской каторги, вернуться с которой в Сталинград удалось только в 1954 году. А в 1996 году решением суда он был реабилитирован и признан жертвой политических репрессий.
Далее Василий Васильевич еще 40 лет проработал учителем труда в школе.
Но когда пришло время оформлять пенсию, выяснилось: согласно документам, он не является участником войны.
В ответ на запросы Центральный архив Минобороны отвечал: 1458-й отдельный саперный батальон 22-й саперной бригады в состав действующей армии не входил, а значит, изменить статус В. В. Кирпичева как участника Великой Отечественной войны, принимавшего участие в боевых действиях нельзя. А все дело было в том, что батальон, в котором служил Кирпичев, не относился к Министерству обороны, а находился в ведении специальных органов. И хотя он выполнял боевые задачи, подтвердить это в архиве не могли.
Время шло, ветеран продолжал получать обычную учительскую пенсию с надбавкой за инвалидность, которая стала следствием ранения. С большой долей уверенности можно говорить о том, что вряд ли в судьбе Василия Кирпичева что-то изменилось, если бы в борьбу за права заслуженного человека не включился писатель, еще один уроженец Киквидзенского района Владимир Мадянов. Он написал книгу «Судьба казака Василия Кирпичева» и начал переписку с целым рядом инстанций в борьбе за права ветерана.
Особой надежды на успех не было, потому что пробить бюрократическую стену, когда речь идет о делах давно минувших дней — задача почти невозможная. Возвращение городской думе почетного знака было протестом незаслуженно обиженного уважаемого человека властью, которая заботу о памяти, военном прошлом и тех, кому мы обязаны великой победой, превратила в пустую формальность.

В этом году Василий Кирпичев отметил свое 93-летие. «ИНТЕР» собирался сделать повторную публикацию о его судьбе, в которой ничего не изменилось. Но когда материл готовился к печати, появились новости, которые изменили в корне ход событий.
Начиная с прошлого года, активное участие в судьбе ветерана Кирпичева принимал уполномоченный по правам человека в Волгоградской области Валерий Ростовщиков. На его запросы также был получен отказ из архива Минобороны. Но в Аппарате уполномоченного продолжали искать выход. И вот какое официальное письмо получил «ИНТЕР» от уполномоченного 3 марта: «Доказать факт участия Кирпичева В. В. в боевых действиях в период Великой Отечественной войны возможно только в судебном порядке.
В связи с этим в адрес прокурора г. Волгограда было направлено письмо с предложением рассмотреть возможность обращения в интересах участника Великой Отечественной войны в суд.
В настоящее время органами прокуратуры решается данный вопрос».
И Василий Васильевич, и я как его представитель очень благодарны Валерию Ростовщикову, который инициировал обращение в прокуратуру и судебные инстанции, — говорит Владимир Мадянов. — Независимо от того, какое решение вынесет суд, делается большое и важное дело.
Мы также надеемся, что в этой истории восторжествует истина и продолжим следить за развитием событий. И главное: на 94-м году жизни у ветерана Кирпичева наконец появилась надежда на торжество справедливости. Остается только дожить до победы…


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here