В регионе завершается реформа обращения с отходами

До 1 мая все субъекты Российской Федерации должны выбрать Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Вся страна не позднее 1 января следующего года должна перейти на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами.

Очевидно, что изменений в обращении с отходами требует катастрофическая обстановка в стране. Десятилетиями эта отрасль находилась в тени, и любым нововведениям предстоит преодолеть немалую инертность участников рынка. На это направлена предстоящая реформа – на скорейший переход от привычного, откровенно говоря, халатного обращения с мусором к новой и перспективной схеме организации.

В начале недели состоялось совещание по этому поводу, организованное Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России». На это совещание был приглашен и главный редактор ИНТЕРа Сергей Попов, зарекомендовавший свою позицию по защите прав потребителей в профессиональном сообществе.

Новый региональный оператор

Общая схема реформирования отрасли схожа со схемой организации капитального ремонта многоквартирных домов. В каждом субъекте должен появиться один или несколько региональных операторов, отвечающих за обращение с отходами.
Волгоградская область входит в лидеры по объектам обращения с ТКО. Полигонами область обеспечена на 90%, но только около 10% отходов попадает на эти законные объекты. Все остальное сегодня везется на площадки, которые не способны обеспечить экологическую безопасность, либо на несанкционированные свалки – в ближайший лесок или балку. Только зарегистрированных свалок в области более 600. А сколько свалок еще не зафиксировано? Эксперты утверждают, что речь идет о тысячах.
Специалисты видят корень зла в том, что невозможно контролировать всех действующих лиц на сегодняшнем «сером» рынке. Для решения этой проблемы и хотят выбрать одного ответственного на территории субъекта, который сможет координировать перевозку отходов, организовать потоки на законные объекты, отслеживать ситуацию.
Основная задача регионального оператора – остановить рост несанкционированных свалок. Также среди главных задач выделяют обеспечение экологической безопасности, а именно будущие операторы должны как можно больше перерабатывать отходы. Идеологи реформы намерены в кратчайшие сроки довести долю утилизации и обезвреживания (переработку) до 60-80% от общего объема.
Заметим, на сегодняшний момент средства из федерального бюджета выделяются на поддержку отрасли. В частности, средства «экологического сбора» Министерства природных ресурсов РФ. Но реформаторы настаивают: все, что можно сделать за средства инвесторов, необходимо делать. Государственную поддержку же следует направлять на следующий этап реформы – на увеличение объемов переработки. А на этом этапе предстоит дооснащать мощности, строить площадки биокомпостирования, на которых будут обезвреживать органические отходы с целью снижения выброса в воздух метана.

Государственное участие

Региональный оператор отбирается по результатам конкурса. Конкурсная документация сегодня определяет будущее направление работы оператора. Уполномоченным органом по проведению данного отбора является комитет ЖКХ и ТЭК Волгоградской области.
Конкурсные требования к будущему региональному оператору в Волгоградской области отличаются от документов других субъектов. Так, регионам предоставлено право определять количество зон деятельности для регионального оператора или нескольких операторов. Волгоградская область установила одну зону деятельности на всей территории региона. Соответственно, у нас будет один региональный оператор, которому по результатам отбора будет присвоен статус на 10 лет.
Известно также, в некоторых субъектах конкурсы игрались только по одному обязательному критерию – стоимость услуг. Этот критерий, конечно, важный. Но, очевидно, недостаточный для качественного отбора. У Сергея Попова возникли сомнения: не зайдут ли в отрасль компании типа ООО «Рога и Копыта» с мизерным уставным фондом, без материально-технической базы и только с одной целью – поживиться?
Но волгоградские чиновники заверили, что в нашем регионе установлены еще два критерия: мощность и обеспеченность будущего оператора.
Так, региональный оператор должен обладать необходимым спецоборудованием для обращения с ТКО. А также обязан предоставить банковские гарантии о том, что он будет добросовестно исполнять свои функции. Минимально это 5% от стоимости услуг. Но в конкурсной документации по Волгоградской области порог повышен. Это финансовая часть защиты интересов региона и источник покрытия возможных убытков. Банковская гарантия должна будет предоставляться региональным оператором ежегодно весь срок действия соглашения.

Региональная схема

С начала этого года территориальные схемы по обращению с ТКО обязательны для исполнения всеми операторами. Мало того, до конца года в регионе должна начать функционировать электронная модель этой схемы. В ней будут учитываться все источники образования ТКО (каждый жилой дом, каждая организация и т.д.), все субъекты бизнеса, все отчеты по обращению с отходами, установленные нормативы накопления и лимиты на размещение отходов для бюджетных организаций. И это далеко неполный перечень. Вся информация, связанная с ТКО, будет стекаться в региональную схему. То есть, например, источник образования ТКО собрал 100 кубов – в региональной схеме должна быть полная информация о том, куда эти 100 кубов были направлены. В данном случае перевозчик – это просто связующее звено между источником образования и объектом, на который эти отходы поехали. Таким образом, по мнению разработчиков территориальной схемы и ее модели, у операторов вообще не будет возможности увезти отходы в лес.
Также в региональной схеме, разработкой которой занимается комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии, будет собираться полная информация о каждом операторе, что касается правонарушений и выданных предписаний. И не только по операторам, но по всем объектам хранения, утилизации ТКО. В комитете обещают, что будет подниматься вся документация: на основании чего действует объект, какая у него технология, какое оборудование, какая система газоочистки, какие фильтрационные установки. Исходя из этого, если какой-то из объектов не будет соответствовать требованиям действующего санитарно-эпидемиологического или природоохранного законодательства, такой объект в схему не войдет.
— Мы уже начали проверять, какие операторы у нас сегодня работают, поднимать документацию, какое у них есть оборудование и какие есть экспертизы на это оборудование, — рассказывает начальник отдела организации работы в сфере обращения с отходами комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области Наталья Горковенко. – Сегодня еще встречается ситуация, когда в области у кого-то есть оборудование на обезвреживание, либо на утилизацию отходов, и для получения лицензии оно просто передается из рук в руки. Фактически это одна и та же установка гуляет по разным операторам. Я хотела бы сразу предупредить, что это будет пресечено. До конца года у нас в обязательном порядке будут пересмотрены все лицензиаты и все объекты, которые сегодня находятся в территориальной схеме. Естественно, это все будет во взаимодействии с Росприроднадзором, Роспотребнадзором, прокуратурами.

О потребителях

Судя по многочисленным обращениям наших читателей в редакцию, жителей области отдельно волнует вопрос: какое место в новой схеме займут управляющие компании. Этот вопрос редактор ИНТЕРа обратил к собравшимся.
— Люди жалуются, что мусор не регулярно вывозится, — рассказывает Сергей Попов. – Что управляющие компании самовольно убирают из дворов контейнерные площадки, сами контейнеры, способствуют захламлению дворов… А главное, наживаются на «вывозе ТБО». Ведь они десятилетиями выставляли счета за квадратные метры, а оплачивали перевозчику за реальные кубометры мусора. Это колоссальные деньги!
Предполагается, что территориальная схема будет полностью регулировать обращение с отходами, начиная с УК. Никаких самовольных действий она совершить уже не сможет.
И если раньше УК как-то лукавили, то в ходе реформы такой возможности не останется, нормативы образования твердых коммунальных отходов (ТКО) будут рассчитаны на человека, а не на квадратные метры.
Новая строка «Обращение с ТКО» в квитанции по оплате коммунальных услуг появится только тогда, когда будет отобран региональный оператор. И коммунальная услуга будет оплачиваться в соответствии с установленными нормативами. Все жители Волгоградской области – из областного центра, частного сектора, села – будут платить по установленным нормативам образования отходов человеком в месяц. Пока речь идет о менее 3 кубометров.
— Был проведен мониторинг по образованию отходов на всей территории страны в разные сезоны, — комментирует председатель комитета по реформированию отрасли обращения с отходами «Опоры России» Полина Вергун. – На основании результатов были разработаны формулы для расчета норматива и тарифов. Но нужно понимать, ни одна территориальная схема в стране, ни один норматив не отражает фактические цифры. Практика пилотных регионов показывает, на отдельных территориях на 50% отличаются нормативы образования отходов от факта и в большую, и в меньшую сторону. Конечно, со временем это нужно исправлять. С того момента, как региональный оператор начнет работать, он будет давать уполномоченному органу фактические данные по объемам отходов. Вот на этой основе в последующем можно будет более точно откорректировать установленные нормативы. Дифференциация должна быть более полной и разветвленной.
Понятно, что существуют трудности переходного периода. Остается надеяться, что они будут сопоставимы с большими целями новой коммунальной реформы. И нашему региону удастся избежать ошибок и просчетов. Ведь на кону наше настоящее и будущее, которое достанется нашим детям.

Записала Мария Милина


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here