Председатель Волгоградского облсуда Николай Подкопаев на минувшей неделе отвечал на вопросы журналистов. Вот некоторые вопросы и ответы.
— Николай Николаевич, разные источники называют различные данные о количестве оправдательных приговоров в российских судах. «Русская планета» озвучила, что в 1993 г. их было вынесено всего 0,3%. Председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев, говоря о том же периоде, назвал цифру 4,5%. А на недавнем всероссийском совещании судей заявил, что суды освобождают от уголовной ответственности почти каждого четвертого подсудимого. Что из этих данных соответствует действительности применительно к Волгоградской области?

Расхождение связано с тем, что законом предусмотрены реабилитирующие и не реабилитирующие основания для освобождения от уголовной ответственности. В прошлом году в нашем регионе по не реабилитирующим основаниям принято решение о прекращении дел в отношении более чем 3,6 тыс. человек. По реабилитирующим оправдано 102. Из них 90 – по делам частного обвинения, 12 – по делам частно-публичного обвинения. Напомню, что по первым собирает доказательства и представляет их суду сам заявитель, чаще всего, не обладающий достаточными юридическими знаниями. По вторым ведется предварительное расследование. Такое дело, прежде чем поступить в суд, проходит через «сито» следственных органов и прокуратуры. Уже на этой стадии многие уголовные дела прекращаются или не возбуждаются вовсе. И, кстати, когда говорят о том, что в Западной Европе количество оправдательных приговоров намного больше, чем в России, это объясняется именно тем, что там суды рассматривают больше дел частного обвинения.
— Для рядовых жителей области отстаивать свои права в судах – дорогое удовольствие: услуги юристов стоят недешево…
— Согласен: зачастую, чтобы составить исковое заявление и подготовить перечень необходимых документов, люди вынуждены тратить значительные средства. В ряде случаев, связанных, например, с возмещением по ОСАГО, они даже не компенсируются суммами, которые истцы получают в связи с судебным решением, вынесенным в их пользу. Автоюристы обещают, что, когда требования будут удовлетворены, расходы возместятся. Но при этом умалчивают, что компенсация расходов предусмотрена законом в разумных пределах. Чтобы избежать таких ситуаций, в Волгоградском облсуде установлены информационные стенды и киоски, позволяющие жителям региона самостоятель составить исковые заявление, не прибегая к услугам профессиональных юристов. Прием заявлений ведется сегодня в течение всего рабочего дня. А на сайтах судов содержатся все принимаемые решения. Так что любой желающий может отследить судебную практику в регионе по той или иной категории дел и сделать вывод относительно разрешения того или иного спора в судах.
— Читатели «ИНТЕРа» жалуются, что не получают вовремя повестки, направляемые им из судов области. В результате они не могут принять участия в заседаниях. Понятно, что по большей части это вопрос к Почте России. Не планируете ли вы искать другие пути уведомления участников судебных процессов?
— Они уже найдены. Если гражданин не возражает, его уведомляют о назначении слушания по гражданскому делу посредством sms-сообщений или через электронную почту.
— В России есть два полярных мнения о судах: «неподкупные» или наоборот. Насколько безукоризненным является в этом смысле Волгоградский облсуд?
— Статистика — упрямая вещь. Согласно ее данным, по крайней мере, за последнее десятилетие ни один судья Волгоградского облсуда не подвергался ни дисциплинарной, ни уголовной ответственности. В то же время квалификационная коллегия (орган судейского сообщества, призванный и карать, и миловать судей) дала согласие на привлечение к уголовной ответственности судьи Краснооктябрьского райсуда Волгограда Сергея Абрамова и мирового судьи Вячеслава Глейкина. Оба обвинялись в преступлениях коррупционной направленности. Еще два федеральных судьи лишились своих полномочий. Это судья Камышинского горсуда Алексей Холод, который сбил на автомобиле двух дорожных рабочих в состоянии алкогольного опьянения, а также судья Краснослободского райсуда Александр Лавров. Он принимал и рассматривал дела, не подсудные райсуду, налагал по этим делам обеспечительные меры на имущество лиц, которые не являлись участниками гражданского судопроизводства, а также принимал к производству иски, подсудные арбитражному суду. Причем, на миллиардные суммы. Учитывая все сказанное, квалифколлегия в своем решении указала на личную заинтересованность судьи.
— В конце минувшего, 2014-го года сразу два ваших коллеги: судьи Волжского горсуда и Краснослободского райсуда – фактически обвинили вас в превышении полномочий. Обычно на такую критику отваживаются судьи в «подвешенном» состоянии, чья карьера находится под угрозой. Можете прокомментировать эту ситуацию?
— К сожалению, критика не всегда бывает обоснованной, а порой она – тот самый лучший способ защиты, каким является нападение. На мой взгляд, действия, которые предпринимали мои коллеги, связаны с ненадлежащим осуществлением правосудия. По крайней мере, вынесенные ими решения мне не вполне понятны. Например, когда судья в нарушение установленных процедур пытается освободить бывшего чиновника, осужденного за причинение ущерба бюджету в размере 17 млн рублей на 5 лет и отбывшего всего 1 год и 3 месяца. Или когда назначает лицу, причинившему ущерб бюджету на 38 млн рублей, в качестве наказания штраф в размере 1 млн 700 тыс. рублей. Эти решения признаны незаконными и отменены в установленном порядке. Полагаю, что мои коллеги заблуждаются, говоря о моем вмешательстве в их деятельность. А журналист, предоставивший им слово в СМИ, не обладал всей информацией.
— В последнее время в судах Волгоградской области рассматривается множество уголовных дел, связанных со сферой ЖКХ. Речь идет о многомиллионных хищениях. Однако в решениях судов не говорится о возмещении этих сумм. А сроки лишения свободы, назначенные фигурантам таких дел в качестве наказания, сравнимы с теми, что выносятся за кражу пары гвоздик из цветочного магазина. С чем связана такая «лояльность» судов к расхитителям средств населения региона?
— Здесь вряд ли можно говорить о лояльности судов. Дело в том, что такого рода преступникам следствием вменяется преступление, ответственность за которое предусматривает ч. 1 ст. 201 УК РФ. «Потолок» наказания — до четырех лет лишения свободы. С учетом явки с повинной – менее трех лет. При наличии у подсудимого несовершеннолетних детей – два с половиной года. А выше закона, как говорится, не прыгнешь.
— Николай Николаевич, недавно на страницах «Независимой газеты» была опубликована статья под интригующим названием: «Волгоградских силовиков вернули в казармы». В ней сказано, что представители местных силовых структур на протяжении последних 15 лет успешно «съедают» иногородних коллег, направленных на службу в наш регион. Причем, особенно несчастливыми считаются должности губернатора и председателя облсуда. Упоминается один из ваших предшественников, а также говорится, что вы — очередной объект интриг. Насколько, на ваш взгляд, эта информация соответствует действительности? Действительно ли в нашей области силовики пользуются бОльшим влиянием, чем в других регионах? Чувствуете ли вы какое-либо давление с их стороны?
— Не понимаю, о каком давлении может идти речь. Волгоградский облсуд — не структурное подразделение силовых и правоохранительных структур. Напротив, мы проверяем законность и обоснованность их действий, принятых ими решений. Не представляю, как кто-то может влиять на судей, и сам не испытываю никакого давления с чьей бы то ни было стороны. Вообще, на мой взгляд, не стоит уделять столько значения всему, что пишут в интернете или прессе. Главное — честно работать, а мы — работаем.
— Случается, в райсудах области пытаются не допустить в зал судебного заседания представителей СМИ. Ситуация разрешается обычно только после звонка в пресс-службу Волгоградского облсуда. Почему судьи так боятся «человека с пером» и позволяют себе «кошмарить» прессу?
— Могу только извиниться за то, что журналисты не смогли присутствовать на заседании Михайловского горсуда, в рамках которого выносился приговор по «делу Кирпы». Уверен, что с возвращением на должность руководителя пресс-службы Александра Чернова подобных ситуаций в судах области возникать не будет.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here