Я – плохой глава, вредный глава, — на полном серьезе говорит Николай Николаевич Андреев.
Но, похоже, жители станицы Преображенской Киквидзенского района не разделяют его мнение. И уже не в первый раз отдают ему свои голоса. В 2005 году он возглавил администрацию сельского поселения. И в настоящее время является главой и председателем местного Совета депутатов.
«Такого нет нигде»
За эти годы станица изменилась до неузнаваемости. И продолжает меняться в лучшую сторону. В 2015 году здесь выложили тротуарные дорожки по улицам Ленина и Комсомольская, в 2016-м – по улице Мира. В этом же году замостили плиткой центральную площадь райцентра. Ни много, ни мало – 10 тысяч квадратных метров современного покрытия.
Гордость главы – кованое ограждение парка. Такого нет нигде в области.
Кованые изделия украсили и площадку перед ЗАГСом. Здесь – и обручальные кольца с пролетающим над ними аистом, и дерево счастья, и пронзенные Амуром сердца, и (так, на всякий случай) скамья примирения.
— Стараемся по мере возможности ремонтировать дороги, — говорит Николай Николаевич. – Жаль только, средств в нашем бюджете не хватает, чтобы полностью благоустроить станицу. Раньше возможностей было больше, потому что действовали региональные программы – 30 процентов вносило поселение, 70 – область. Сегодня они, к сожалению, не работают.
Николай Андреев: «С Москвой не тягаемся, но в области – лучшие»
После встречи в своем кабинете Николай Андреев устроил экскурсию по центру Преображенской. С нескрываемой гордостью показывал парк, где в это время репетировали местные таланты. Ничуть, кстати, не уступающие не только областным, но и столичным ровесникам. Показывал памятник, установленный в память о Георгиевских кавалерах – уроженцах станицы. Подводил к вечному огню. Дал время полюбоваться благоухающими клумбами, за которыми здесь ухаживают с заботой и любовью.
— У нас высажено около 60 тысяч цветов, на 6 тысяч населения установлено 760 светильников уличного освещения, — перечисляет Николай Николаевич. – С Москвой и Сочи не тягаемся, но по сравнению с другими поселениями области, считаю, в числе лучших
А затем признается – к сожалению, проблем у глав поселений сегодня больше, чем поводов для радости.
В ассоциации «Совет муниципальных образований Волгоградской области» (СМО) он возглавляет комиссию по ЖКХ. И потому не понаслышке знает: проблемы эти – общие для всех городов, станиц, хуторов и сел региона.
Собачьи проблемы
— На днях мы проводили заседание комиссии, — поделился Николай Николаевич. – Думал, управимся за час. Проговорили до закрытия, потом еще на улице около часа обсуждали важные для всех глав вопросы. И пришли к выводу – пока большинство из них неразрешимо.
Казалось бы, не глобальная проблема – беспризорные собаки и дикие звери, заполонившие район.
— Но, представьте – укусила, не дай бог, собака ребенка, — приводит он пример. – К кому придут жаловаться, кто виноват? Разумеется, поселковый глава. Что мне делать? Организовать приют? Нереально. На борьбу с одичавшими собаками нам выделяют 18 тысяч рублей, а содержание только одной в прошлом году обходилось в 3 тысячи. Значит, нас толкают на отстрел животных. Но это строжайше запрещено законом, не говоря уже о моральной стороне вопроса. То же с лисами. Они и нас уже скоро сгрызут, а пока нападают на птицу в подворьях. Но если охотник поднимет на них ружье – опять же, нарушение закона. В населенных пунктах это не разрешено. Вот и думай – как быть?
Вопрос этот, по словам Андреева, волнует не его одного. Стонут главы поселений в Котельниковском, Калачевском, Еланском, Палласовском, Среднеахтубинском, Урюпинском районах. Притом, что борьба с беспризорными животными – полномочия структур федерального уровня. А муниципалитеты лишь, как прописано в законе, «могут принимать участие» в этом процессе.
— Но жители жалуются губернатору, из его аппарата письма поступают в отдел ветеринарии, оттуда их спускают на местный уровень. И – разбирайтесь, как хотите.
Вот приедет регоператор…
Второй вопрос – твердые бытовые отходы (ТБО).
— Обратилась ко мне как к председателю комиссии в ассоциации СМО, например, глава Солонского сельского поселения Нехаевского района Нина Ивановна Коновалова. Привела пример – за вывоз ТБО каждый сельский житель должен заплатить 97 рублей. На первый взгляд, немного. А если в семье – четыре человека? Уже около 400 рублей. И это, подчеркну, без строительного мусора, навоза. А какие в селе бытовые отходы? Картошку почистили – остатки поросятам, яйцо – остатки курицам.
Но и это еще не все. Организовать свалки в поселении сейчас – незаконно. Вывозить мусор нужно на полигоны.
— Хорошо, если он за 30 километров от поселения, — подсчитывает Николай Николаевич. – А если, как у нас, — за 140, в Урюпинске? Кто оплатит расходы на транспортировку? Само собой, население.
— Мы только-только приучили людей вывозить мусор на свалку, — продолжает он. – Теперь говорим – не вздумайте, собирайте, ждите, пока приедет региональный оператор, рассудит, организует вывоз. А когда он приедет – никому не известно. К чему это приведет? Скорее всего, к тому, что люди снова начнут вывозить мусор в лесополосу.
Новый порядок вывоза ТБО сказался и на бюджете администрации.
— Если раньше мы просто заключали договор на вывоз мусора, теперь нужно оформить специальный паспорт, выполнить проект. А сколько у нас на 7 человек наберется мусора? От силы – 50 килограммов в месяц.
Штрафной!
Еще одна проблема поселковых глав – контролирующие органы.
— Складывается впечатление, что они действуют по принципу: раз в государстве нет денег, возьмем их с сельских администраций и глав, — иронизирует Николай Андреев.
Штрафы, по его словам, сыплются, как из рога изобилия – по каждому поводу, без скидок на возможности поселковой казны.
— Есть у нас плотина, — приводит глава пример. – Расположена она на федеральной реке, но ответственность – наша. Мы должны оформить экспертизу проекта, паспорт-декларацию. Обойдется это примерно в 1,2 млн рублей. Где поселковой администрации взять такие деньги? Но этот вопрос никого не интересует. Зато штрафы из-за отсутствия необходимых документов нам выписывают регулярно – и администрации, и мне лично.
Иными словами, полномочиями поселения наделили, а вот средства под их реализацию выделить забыли.
— Хорошо еще, помогают фермеры, директора хозяйств – безвозмездно. Не знаю, как в других районах, а у нас – безотказные ребята.
Фото автора