Юрий Юдин, председатель ПК "Путь Ленина"

Хутор Бурацкий: один за всех, все за одного

Аналитики язвят: на питерском-де форуме, три дня обсуждая стратегию развития России, ни к чему не пришли. Концепций, как водится в таких дебатах, много. Вот только Россия в них – некое умозрительное образование, объект очередных экспериментов. Откуда экономистам без опыта работы в реальной экономике, манипулирующим статистическими отчетами, министрам-шахматистам, банкирам, нефтяникам и прочим знать, какая она, реальная глубинная Россия.

Даже в пределах одного сельского поселения, например, Лысовского, проблемы и потенциал развития у хуторов разные. В хуторе Лысово, где от колхоза «Победа» остались воспоминания, люди продали паи инвестору и земля пошла по рукам сменяющихся собственников,- один вектор движения. В Бурацком, где племзавод-колхоз «Путь Ленина» сохранил и форму собственности (коллективную), и форму управления, — другой.

 Юрий Юдин, председатель племзавода-колхоза «Путь Ленина: «Мы каждый шаг соизмеряем с интересами людей»

Изначально у него не было никаких концепций. Была цель: преодолевая последствия «реформирования сельского хозяйства», не дать колхозу развалиться. Потом – поставить на ноги. Сейчас – шаг за шагом продвигаться вперед. И – хутор подтягивать: не давая ему обезлюдеть, возвращать молодежь. Потому как хозяйство и село – двуединый организм: в стареющем селе у хозяйства нет будущего. И вот ведь парадокс: в хуторе Лысово (центре поселения) — 400 человек населения, в хуторе Бурацком – 590.

Земли в колхозе — около 9 тыс. га, КРС симментальской породы – около 1 тыс. голов, в том числе дойного стада — 310 голов. Работающих – порядка 100 человек

-Не многовато? – спрашиваю председателя.

-Если считать сиюминутную выгоду от «оптимизации» численности работающих, можно подсократить. Но наше хозяйство – колхоз. Это значит, что мы каждый шаг должны соизмерять с интересами людей.

Некоторые уверяют, что колхоз потому и выжил, что председатель умеет считать, как никто.

-Ему калькулятор не нужен, — он в его голове, — рассказывает замглавы района Александр Роганов. — Спрашиваю: зачем с незаурядными математическими способностями на агрофак сельхоза подался? «Мне нравится» — и все тут. Когда прежний председатель ушел из колхоза, Юрий Николаевич на его место не рвался – хотел остаться главным агрономом. Сдался, когда спросили: «А если председателем станет не шибко умный, а то и вовсе неумный человек, ты сможешь с ним работать? Уйдешь — не будет колхоза…»

Тогда многим казалось, что, став председателем, Юдин взялся за безнадежное дело.

 

Рашид Мухаметов, диспетчер: «Когда руководитель уважает людей, а они верят ему, любые трудности можно преодолеть»

-Долгов было, — вспоминает, – 12 миллионов. В экономике — сплошные минусы. Вокруг хозяйства разваливались, как карточные домики. Казалось, и нам туда дорога. В коллективе – разброд и шатания. Это сейчас люди отрезвели: нет серьезных нарушений трудовой дисциплины. А лет десять назад, бывало, председатель, видя, что механизатор с глубокого похмелья, отстраняет его и сам садится на трактор, потому как заменить его некем. И сейчас, бывает, приезжают на поле: комбайнер лежит в тени, а председатель на комбайне. Надо, объясняет, дать человеку отдохнуть. Да и ему самому, похоже, не лишне не с края поля – изнутри почувствовать движение жизни.

И на людей Юрий Николаевич смотрит не с высоты своей должности, а изнутри их ситуации. Если что не так, может сорваться по-русски, но чтобы унизить человека – такого не бывает. И другим не позволяет. Материальная или какая другая помощь нужна – всегда окажет. Прежде чем принять решение, все просчитав, вынесет его на правление и людей выслушает. И в поле, и на ферме, бывает, советуется с ними.

Скот сохраняли, чтобы не увольнять людей…

Вокруг вырезали скот: избавлялись, как от балласта, чтобы расплатиться по долгам… Колхоз «Путь Ленина» удержался. Сначала, чтобы не лишать людей рабочих мест. Потом стали прорисовываться перспективы. Сейчас средний годовой надой на фуражную корову в колхозе – 4,5 тыс. кг. По нынешним временам далеко не рекорд. Местная буренка – не «фабрика молока» в стойле: летом в летних лагерях — на степном разнотравье, зимой на базах – на натуральных кормах. Если бы в России, как на Западе, были достойные цены на биологические (то есть экологически чистые) продукты, по стоимости ее надои перевесили бы надои «индустриальных» коров. Кстати, в советское время за них председателю звезду Героя Соцтруда дали бы.

-Я, — смеется Юрий Николаевич, — без звезды обойдусь. А доярок и скотников наградить орденами не лишне было бы.

-У вас с ними есть проблемы?

-Пока нет. Но молодежь не идет – тяжело. А главное – не престижно.

Считается, что работа скотника – грязная. Вот они – телята: смотрят на тебя доверчиво. В отличие от людей, не взрывают, не воруют, не обманывают, не завидуют. Если в самую суть смотреть, забота о них – самая чистая работа….

Племзавод-колхоз «Путь Ленина» — единственный в области племрепродуктор симментальской породы. Из других регионов за его первотелками едут. Спрос растет, а значит, у колхоза есть перспектива роста. Вопреки всему сохраняя скот и коллектив, Юдин на нее рассчитывал. Похоже, он не просчитывается.

«Парк – тоже храм, очищающий и души, и легкие…»

Два года назад , когда не было госпрограммы благоустройства села, колхоз приступил к своей программе: в хуторе Бурацком разбили парк — посадили около 500 деревьев и кустарников. Не абы  что понавтыкали – заказали аграрному университета проект: разбивка, подбор пород деревьев, где их посадить, как расположить. Обнесли выполненной по заказу металлической оградой. А там ведь лишь бурьян рос – ни одного кустика. Как приживутся на этом «лобном» месте деревца?

-За это мы спокойны, — улыбнулся Юрий Николаевич. – Капельное орошение провели. За парком ухаживает Василий Григорьевич Лукьянов . Он, лет сорок назад приехав сюда, нашу школу строил. До 70-ти лет работал учителем. А сейчас парк поднимает: хочу, говорит, свежим воздухом дышать…

Василий Лукьянов:

-Где-то, — объясняет, — строят церкви, а у нас заложили парк – тоже своего рода храм, очищающий и легкие, и души. Выложат плиткой дорожки, проведут освещение, по просьбе людей скроют кладбище – обнесут его оградой. Поднимутся деревца – старики будут приходить сюда пообщаться, дети – поиграть…

 

Галина Терехова, глава Лысовского сельского поселения: «Без колхоза не знаю, что бы мы делали…»

Из шести хуторов Лысовского поселения Бурацкий и Погодин – самые дальние. И — самые благополучные.

-У администрации техники – легковая машина и УАЗик. Денег хватает лишь обеспечивать водоснабжение и уличное освещение, — объясняет Галина Григорьевна. — Дорогами в своих хуторах колхоз занимается. Уговаривать не надо: председатель Юрий Юдин, главный инженер Алексей Точилкин, ветврач Виктория Емельянова – депутаты Лысовского поселения. А Юрий Николаевич – еще и депутат районной думы. Выпал снег – колхоз расчищает. Он же закупает песочно-соляную смесь. Мы купили щебень – взялся подсыпать дороги.

О людях заботятся, как, наверное, нигде. В МТМ созданы прекрасные условия не только для работы, но и для отдыха. Зарплата — достойная. Кто ездил по вахтам, возвращаются — в колхозе им находят работу. Молоко с подворий принимает колхоз – с ним людям иметь дело удобнее и надежнее. Правда, не забалуешь – на кислотность и жирность тут же проверяют.

На пай в колхозе получают 1,5 тонны зерна, солому. Раньше давали муку и масло, сейчас их стоимость возмещают деньгами – людям так удобнее. Родственникам умерших помогают в организации похорон, дают транспорт. Зерно, дрова (газа у нас нет), доски, бензин, автоуслуги заказывают в колхозе по приемлемым ценам. В праздники колхоз продает мясо по цене ниже рыночной. К 8 Марта и 23 февраля выдает талоны, которые отоваривают в колхозном магазине. К Пасхе муку продавали по 16 руб/кг…

Из девяти фермеров в Бурацком осталось два. В стороне от проблем села тоже не остаются. Соответственно своим возможностям никогда не отказывается помочь Василий Александрович Швабауэр. В прошлом году он сам по своей инициативе укрепил шлаком дорожное покрытие по улице Школьной…


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here