… Помнится, лет четырнадцать назад в разговоре о присвоении «Черенскому» (одному из первых не только в районе – в области) звания «Хозяйство высокой культуры земледелия» его председатель уверял меня, что без инвестора не выжить. Инвестор объявился, и вскоре на общем собрании предложил коллективу сдаться на его милость. Люди заявили, что сдавать ему хозяйство не собираются. Председатель ушел. В «Черенском» объявили выборы.

Свою кандидатуру выставил недавно вернувшийся в родной хутор после выхода в отставку майор Владимир Харитонов. И — выиграл выборы.

— На следующий день, — рассказывает ветеран совхоза Николай Арьков, — приехал к нам человек и объявил: «Ваш совхоз – банкрот, а я – конкурсный управляющий…» И опять нас стали прессовать, чтобы мы сдали совхоз. Политика тогда в районе была такая: чтобы положить хозяйства под инвестора, их загоняли в банкротство. Причем самые сильные предприятия…»

«Пролеткультуру», «Красный Октябрь», «Донскую Ниву» удалось убедить, что у них нет другого выхода. Коллектив «Черенского» уперся: «Сами будем выживать…» И, пережив банкротство, выстоял. Сейчас выходит в лидеры: несколько лет урожайность зерновых – одна из самых высоких в районе. А в этом году самая высокая.

— Озимая пшеница в среднем дала 43,1 ц/га, — уточняет главный агроном Дмитрий Даньшин. — Всего мы намолотили 21,5 тыс. тонн зерна. Могли бы больше, но в мае дожди были такие, что на склоновых полях посевы смыло потоками воды…

Владимир Харитонов, председатель СПК «Черенский»:

— Первые годы были очень тяжелые. Третий год экономически чувствуем себя достаточно уверенно. Раньше в это время на складах было пусто – продавали зерно, чтобы отдать долги. Сейчас они полны зерна. На расчетном счету есть деньги. Уже завезли 400 тонн ГСМ. Проплатили 600 тонн удобрений – до 1 января завезем.

Обновляем технику. Построили дробилку, купили оборудование. Начали его монтировать – ни одно отверстие не соответствует техническим параметрам. Для отечественной техники это не исключение – почти правило. Нет на заводах ответственности за качество своей работы. И нет должного контроля. Когда мы брали два новых «Кировца», директор завода вручил мне медаль. В работе их посмотрел и думаю: лучше бы мы купили один импортный трактор.

Покупать отечественную технику, считаю, – деньги выкидывать. К будущей посевной, решили, возьмем два «Джон Дира» или два «Клааса». И погрузчик будем брать второй импортный. Опрыскиватель хотели купить, он стоит 28 млн руб., порешали, и взяли бразильский с немецкой начинкой. В Ростовской, Саратовской областях сейчас он пользуется большим спросом.

Мой коллега упрекнул меня в непатриотизме. Я готов поддерживать отечественного производителя — ответственного. Поддерживать разгильдяйство принципиально не хочу. Настоящий патриотизм – добиваться, чтобы «Сделано в России» не уступало «Made in Germany». Для этого надо поднимать уровень ответственности. Везде – на заводе, в МТМ, в поле, на току…

На 15 тыс. га пашни у нас 145 работающих. Когда я пришел, коллектив был разрозненный: участки, отделения, тока — сами по себе. Пришлось «подтягивать гайки». Процесс это непростой, не без конфликтов, но иначе нельзя. Думаю, в конце концов мне удалось сбить людей в настоящий коллектив, который работает, как хорошо слаженный механизм. Они понимают, что их благосостояние зависит от результатов общей работы, и каждый на своем рабочем месте чувствует себя ответственным. Не передо мной – перед коллективом.

Хорошие механизаторы уходят на заслуженный отдых. А новое поколение как летчики: считают, что их дело – в кабине управлять техникой. Мы нацеливаем на то, чтобы сами ее ремонтировали. Чтобы чувствовали свою ответственность, приняли решение: если в поле комбайн или трактор выйдет из строя, ремонт будет за счет механизатора.

Много квалифицированных механизаторов мы потеряли, когда у нас зарабатывали 7-8 тыс. руб., а в Москве — 30-50 тыс. Это прекратилось – начали возвращаться. Некоторые трех дней не выдерживают, чтобы не выпить на работе. Поэтому берем людей с испытательным сроком. Хорошо себя зарекомендовали молодые механизаторы Андрей Попов, Олег Грицаненко…

Стараемся брать молодых. В том числе специалистов – надо готовить смену, чтобы, когда мы уйдем, наше дело не пропало. Вот только жильем обеспечить не можем. Смотрим по телевизору – молодым специалистам, работающим в сельской местности, по федеральной программе покупают дома, строят новые. Когда наш главный агроном Дмитрий Даньшин пришел после окончания сельхозакадемии, мы обращались в район, чтобы выделили деньги на приобретение или строительство жилья — по условиям программы нужно софинансирование из районного бюджета. Никаких результатов.


n-arkovНиколай Арьков, главный инженер:

«У нас – лучшие кадры. Самые ответственные»

— Технический парк у нас немаленький: тракторов («Кировцев») – 21, комбайнов — 18 (10 «Донов» и 8 «Акросов»). К ним – весь набор инвентаря. Сейчас, считаю, в нашем СПК, работают лучшие люди – самые ответственные. И как специалисты они – лучшие. Бригадиры отделений – Виктор Николаевич Левин, Василий Викторович Шамов – очень грамотные. Зав МТМ Виктор Семенович Фомин – прекрасный организатор. Специалисты – высококвалифицированные: Василий Аникин, Николай Носков…

dmitrij-danshinДмитрий Даньшин, главный агроном:

«Я горжусь тем, что работаю на земле»

— Есть у нас механизаторы с колоссальным опытом, знающие все от и до: когда можно зайти в поле, когда подождать… Они здесь были моими первыми учителями.

Когда пять лет назад пришел сюда, у одногруппников, оставшихся в городе, зарплата была в два раза больше моей. Года два работал не на содержание семьи, а на свой авторитет, чтобы показать, что я знаю и могу. Владимир Вениаминович внимательно присматривался. Потом пошла прибавка к зарплате, причем неплохая. Думаю, это справедливо: прежде чем повысить зарплату, руководитель должен убедиться, что молодой специалист может работать.

Сейчас зарплата в нашем хозяйстве достойная – одна из самых высоких в районе.

Совхоз идет в гору, обновляются техника, семена, появляются новые культуры, вводятся элементы новой технологии – постепенно заменяем вспашку глубоким рыхлением… Я работой на земле горжусь.

Дмитрий Пеньковский, инженер:


d-penkovskij«Надеюсь, здесь у меня все сложится»

— Сам я из хутора Перелазовского. Жил и работал в Волгограде. Учился на заочном отделении аграрного университета. Получив диплом, вернулся, чтобы работать по специальности. В «Перелазовском» места не нашлось. Пришел к Владимиру Вениаминовичу. Он отнесся с пониманием – взял на работу. В коллективе тоже люди доброжелательные – помогают войти в курс. Надеюсь, у меня здесь все сложится.

— Главное, у него есть огромное желание работать, — отозвался Владимир Вениаминович. — По моей подсказке принял участие в ремонте техники: сам ремонтировал двигатель, коробку передач. Начало нормальное. Думаю, у него есть перспектива…


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here