Журналист ИНТЕРа проехал по автозаправкам
Заправка — как много в этом слове… Это незабвенный герой «Джентльменов удачи» разбавлял топливо ослиной мочой, за что и поплатился. Сегодня методы «относительно честного» отъема денег у потребителей на АЗС стали куда более современными и изощренными, а вот ответственности за это зачастую никто не несет.
В первую очередь речь идет о недоливе на заправках — головной боли подавляющего большинства автолюбителей. Где-то мошенничают скромно: недолив составляет 100-500 гр. А где-то, если вы заправляетесь по крупному, недосчитаться можно двух-трех литров бензина. С газовыми заправками — еще сложнее: бензин хотя бы можно залить в канистру с заданным объемом, а с газом таких простых проверочных механизмов нет.
ИНТЕР решил разобраться: как обычный автолюбитель может контролировать процесс заправки? Куда жаловаться в случае, если вы понимаете, что на той или иной АЗС вас обманывают?

Дело техники
Для начала отправляемся на заправку на обычной легковушке с другом. Под видом запаса топлива на рыбалку объезжаем четыре станции и наполняем по одной пятилитровой канистре. Потом подводим итоги: в двух канистрах все оказывается в порядке, еще в одной — недолив составляет примерно 0,5 литра, в четвертой — почти литр. Признаться, мы не удивились.
На целом ряде заправок недолив носит регулярный характер, — подтверждает Константин, бывший работник АЗС (фамилию попросил не указывать. — Авт.) — Причем и сами компании, владеющие заправками, с этим борются, но зачастую безуспешно.
Например, существуют специальные службы, которые набирают через проверяющих 10-литровые канистры топлива, — раскрывает тайны профессии Константин. — Но фокус в том, что оборудование автозаправочной станции, как правило, уже проинформировано о такой возможности проверки и настроено на точную выдачу 10 литров топлива. А вот когда автолюбители начинают заправлять больше, к примеру, 20 или 30 литров, то получают недолив один-три литра.
Есть еще более сложный способ. В управление заправкой внедряется специальное программное обеспечение, которое четко контролирует, кому, сколько, при каких объемах заказа недолить горючего. В этом случае не будут особо обманывать на небольших объемах, которые можно легко проверить. Но если заправка исчисляется сотнями литров, потери будут ощутимыми.

Учет и контроль
В крупных компаниях, владеющих большим автопарком, вопрос решают кардинально: устанавливают на машинах специальное оборудование, которое передает в центр управления данные о времени, месте и объеме заправки. Это позволяет постепенно выявить недобросовестные заправки и сделать выбор в пользу добросовестных. Но как быть обычным автолюбителям, для которых установить специальную технику контроля не реально?
— Попробуйте залить бензин в канистру, прежде чем заправлять автомобиль, — советует Игорь Ващенко, волгоградский автоэксперт с 23-летним стажем. — В 10-литровую емкость никак не может поместиться иное количество топлива. Если же на заправке вас уверяют в обратном, следует объезжать ее дальней дорогой.
Второй способ проверить добросовестность заправщика – ждать, пока не загорится сигнальная лампа, сообщающая о том, что топливо в вашем баке заканчивается, — продолжает эксперт. — В таком случае объем поместившегося в него бензина должен соответствовать вместимости, заявленной производителем автомобиля. И в бак малолитражки, рассчитанный, скажем, на 35 литров, при всем желании нельзя залить 40.
По словам Ващенко, время года тоже влияет на процесс. Летом лучше заправляться утром, когда еще нет жары. Это относится и к газовым заправкам.
Заливать бензин в машину лучше самостоятельно, без помощи сотрудников АЗС, — советует Ващенко. — Или, по крайней мере, не оставляйте этот процесс без контроля.
Дело в том, что объем топлива, поступающего в бак автомобиля, зависит, в том числе, от способа заливки. Если бензин поступает под напором – один вариант, если топливо «доливают», не до конца нажимая ручку пистолета, – другой. Не случайно заправщики предпочитают управлять пистолетом в ручном режиме вместо того, чтобы его зафиксировать.
И еще важный совет: внимательно наблюдайте за смотровым пластиковым окошком во время заправки. Если вы заметили, что вместе с топливом в бак идет большое количество пузырьков воздуха, необходимо тут же прекратить заправку или обратиться с жалобой в администрацию АЗС с требованием о немедленном возврате денег. В данной ситуации вам вместо топлива будут заправлять воздух.

Как бороться с недобросовестными АЗС
Потребитель, столкнувшись с обманом,
Для физических лиц – написать заявление в региональное Управление Роспотребнадзора. Образец обращений размещен на сайте ведомства – http://34.rospotrebnadzor.ru/feedback/new.php. Кроме того, обращайтесь в компанию, поставляющую топливо на данную АЗС — там заинтересованы в качестве обслуживания на автостанциях, действующих под их маркой.
И напоследок: лучший вариант – выбрать качественную заправку, которой можно доверять.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here