-В 1985 году, примерно в это же время, мы были в Краснодарском крае. Все там складывалось замечательно. Внезапно подул восточный ветер, температура поднялась до 40 градусов. И половину ожидаемого урожая как выдуло.

Краснодарцы потом нас корили: «Это вы свои погодные условия к нам привезли…» Для них они — чрезвычайные. А мы в них живем. И урожаи получаем. Не кубанские, конечно, но если с умом работать, жить можно…

В райсельхозотделе Гринько напомнили, что страховые компании готовы страховать посевы.

Евгений Васильевич улыбнулся:

-Когда страхового случая наверняка не будет, предлагают страховать. А где они в прошлом году были – почему не страховали? Я уже страховал – с меня хватит…

На том в райсельхозотделе тема была исчерпана – иного ответа там явно не ждали. Что крестьяне по страховкам получают, прекрасно знают. А для меня Евгений Васильевич свой ответ расшифровал.

-Компенсации гибели посевов, которую мне тогда с большим скрипом выдали, хватило на заправку автомобиля, чтобы доехать до Волгограда. А туда надо не один раз съездить, доказывая, что случай – страховой. Вообще эта игра в страхование мне напоминает финансовую пирамиду. При массовой гибели посевов у крестьян нет шансов что-либо получить от страховых компаний – не те у них финансовые ресурсы. Другое дело – компенсации по линии МЧС…

-У вас в прошлом году была гибель посевов?

— Полной не было. Но из 1,5 тыс. га озимых половина вышла из зимы в таком состоянии, что пришлось пересевать ячменем.

-Компенсацию получили?

-Мы даже не подавали на нее документы. Денег дадут грош, а потом проверять будут так, словно дали миллионы. Зачем нам это?

Пока все складывается нормально. Все, что посеяли осенью, нормально перезимовало и в хорошем, состоянии. Можно даже сказать, в отличном.

Начинали сеять в сухую почву. Чтобы получить всходы, глубоко. Осенние почвенные засухи нас научили: когда влаги нет или она глубоко, чтобы достать ее, надо сеять поглубже. Потом пошли дождички. Там, где посеяли позже, всходы получились лучше, чем ранние.

Несвязанную господдержку на весенние полевые работы получили: на 2 тыс. га посевов 1,2 млн. руб. Хватило на то, чтобы купить топливо. И на том спасибо. Пока все прекрасно развивается, обещая урожайность на уровне 2014 года — за много лет для нас самого урожайного. Сколько соберем зерна и какое, будем смотреть в закромах. В прошлом году, вложив 3 млн. руб., мы построили новый зерносклад емкостью в 2,5 тыс. тонн. Как раз перед уборкой. Осенью он был полон…

В прошлом году, для Октябрьского района неурожайного, урожайность у «Фрегата» была вполне на уровне: даже на участках, где всходы были рваные, пшеница дала более 20 ц/га.

-Повезло с дождями, — объясняет начальник райсельхозотдела Анатолий Захаров, – вовремя прошли. А главное, культура земледелия в хозяйстве высокая. Евгений Васильевич остается верен технологии сухого земледелия…

-Она, — дополняет Гринько, — разработана для нашей зоны, чтобы независимо от погодных условий стабильно получать урожаи в любой год. А мы ее упрощаем: из-за нехватки финансовых средств опускаем элементы агротехники. Например, надо бы обработать пары пораньше, а мы, экономя на топливе, ждем, когда поднимется сорнячок. Экономим на удобрениях, на химических обработках и многом другом. Из-за этого теряем и урожайность, и качество. В поисках выхода пускаемся во всякого рода эксперименты. Мы в своем хозяйстве не экспериментируем – стараемся совершенствовать технологию.

-Землей прирастать не думаете?

-Зачем? Больше земли, чем мы можем нормально обработать, считаю, не надо.

-На заслуженный отдых не собираетесь?

-С этим подожду, пока внук Дмитрий наберется опыта. Он три года назад закончил агрономфак аграрного университета. Вернулся – не сотовыми же телефонами в городе торговать. Женился. Сын – Андрюха родился. Ему, моему правнуку, уже больше года.

-Еще один представитель крестьянской династии Гринько будет?

-Время покажет. Говорят, дети больше похожи на свое время, чем на своих родителей. А оно сейчас очень быстро меняет ориентиры. То, что происходит в Европе, заставило задуматься: а зачем нам такая демократия? И отношение к сельскому хозяйству другое: несмотря на финансовый кризис, поддержка все-таки идет. Претензий к правительству у нас много. Но самое главное: у него прорезалось понимание, что на заграницу полагаться не нельзя – свои крестьяне должны кормить страну. Навязанная либералами политика в отношении к сельскому хозяйству есть не что иное, как предательство национальных интересов.

-9 Мая не будете работать?

-Были годы, когда весной не до праздников было — работали. Давно уже не работаем. И в этом году не будем. Хорошо, что День Победы – великий праздник поминовения павших за Родину – снова стал всенародным. И нашей семье есть кого помянуть: мои дядья – Федор Васильевич Гринько и Пантелей Тимофеевич Бабичев не вернулись с фронта. Пантелей Тимофеевич – погиб в Венгрии, Федор Васильевич – в России. Мы даже не знаем, где. Помянем их вместе со всеми…


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here