Волгоградское любительское садоводство дает трещину

дача

Размышления бывалого дачника о проблемах садоводческих некоммерческих товариществ (СНТ)
Тема эта довольно широко осуждается сейчас. В Интернете ей посвящены целые рефераты и диссертации. Они напоминают нам, что движение садоводов-огородников стало интенсивно развиваться в пятидесятые годы почти одновременно с освоением целинных земель. Это была, как бы, Целина в миниатюре. Движение получило небывалый размах, чему способствовала сидящая глубоко в генах тяга к творческому земледелию, а также ощущаемый на уровне отдельных семей и государства в целом дефицит продовольствия. В газетах замелькало выражение «Продовольственная программа». Руководство предприятий получило указание всемерно помогать садоводам. Что оно и делало путем выделения бесплатного транспорта, стройматериалов и так далее. В память о тех временах остались названия дачных массивов: «Шлюзовик», «Портовик», «Нефтяник» «Моторостроитель»…
Но время шло и в прессе замелькало другое выражение – «Продовольственная безопасность». И если верить Интернету, немалая роль в ее создании отводится садоводческим организациям. А если конкретно, от Петра Семёновича Козлова, председателя Волгоградского Областного Союза садоводческих некоммерческих объединений я услышал такую информацию, полученную им в стенах Госдумы на совещании представителей российских садоводов в декабре 14-го: 80% плодово-овощной продукции, потребляемой россиянами, получено на дачных участках. На этом совещании прозвучало немало слов поддержки садоводов-любителей. Правда, большинство из них так и осталось словами.
Но, к сожалению, в последние годы наблюдаются два тревожных, дополняющих друг друга процесса. С одной стороны, обостряется проблема продовольственной безопасности – в связи с угрозой экономических санкций, как реальных, так и потенциальных. С другой – все больше индивидуальных земельных участков остаются брошенными. Последнее обстоятельство вредит идее импортозамещения, как непосредственно, так и опосредовано. Из брошенных участков лезут к соседям сорняки, грызуны и даже… змеи. Как тут не вспомнить слова Некрасова – «Только не сжата полоска одна, грустную думу наводит она». Есть от чего грустить — сухостой, камыш создают пожароопасность, за что пожарные инспекторы штрафуют организацию садоводов. По словам того же Петра Козлова, в некоторых СНТ доля таких брошенных участков доходит до 80%. Соответственно, на столько же уменьшается общий объем членских взносов, а текущие расходы организации практически остаются прежними. В чем же причины такой ситуации?
Одна из причин – транспортная. Снимаются автобусные маршруты, Перевозки по льготным проездным заменяются на коммерческие. Дороги приходят в негодность. Местная власть не торопится их ремонтировать, а у садоводческих организаций нет на это средств.
Другая причина – нехватка воды. Волго-Ахтубинская пойма медленно, но неуклонно обезвоживается. Как говорится, непреодолимые силы природы, хотя экологи грешат на плотину ГЭС, нарушившую природный баланс. По словам Козлова, прошлым летом даже в водохранилище был пониженный уровень. Садоводам пришлось удлинять водозаборы, что отразилось на членских взносах.
Перечисленные выше причины весомы, но они мало зависят от самих садоводов и руководителей, которых они себе избрали. Поэтому нам важны причины, на которые можно, в принципе, повлиять. По мнению подавляющего числа дачников, к таковым относится размер членских взносов, точнее, его постоянный рост, значительно опережающий объявленный уровень инфляции. А он, в свою очередь, в этом году опередил рост пенсий. Стоит здесь заметить, что пенсионеры и являются главной «рабсилой» продовольственной безопасности. Следовательно, надо искать причины, влияющие на повышение взносов. Одну причину мы назвали – брошенные участки, сужающие финансовую базу садоводческого товарищества. Получается заколдованный круг! Можно ли из него вырваться?
Недавно Правительство РФ разрешило прописку на дачных участках. Данное обстоятельство подстегнуло строительство на них добротного зимнего жилья. А это уже другой уровень энергоснабжения таких жилищ и другая степень эксплуатации внутренних дорог, особенно, за счет тяжелой строительной техники, а также мусоровозов и машин-ассенизаторов. Встает вопрос модернизации энергосистемы и дорог. Столбы, провода, трансформаторы… На это нужны деньги, то есть, те же взносы. Кстати, наблюдение показывает, что рост количества загородных «вилл» пропорционален количеству брошенных участков. Надо искать пути облегчения финансового бремени для основной массы дачников. Один из таких путей подсказал председатель организации волгоградских садоводов Петр Козлов: «Хотите жить на территории товарищества – живите. Но «свет» проведите от городских (областных) электросетей». К сожалению, не всегда это возможно технически. Поэтому напрашивается вывод о специальном целевом взносе с таких «дачников». Этакий прогрессивный налог. Кстати, когда Правительство, наконец, решится — по примеру большинства цивилизованных стран — ввести прогрессивный налог и налог на роскошь, желающих строить трёхэтажные замки на землях садоводов поубавится. Соответственно, станет легче жить остальным. Может быть, государство догадается и прописку на дачах отменить?
Пока же, пригородные садоводческие организации постепенно превращаются в элитные коттеджные поселки с бассейнами, газонами, голубыми елями и высокими глухими заборами. А удаленные от города земли опустошаются из-за упомянутой транспортной проблемы и тех же членских взносов. Плакала продовольственная безопасность страны.
Мы оставили в стороне коррупционную составляющую членских взносов. Теоретически, она может иметь место, коль доказано, что страна наша находится в первых рядах по уровню коррупции. Но борьба с ней целиком находится в руках самих членов СНТ. Надо выбирать правильных председателей и правильную ревизионную комиссию, которую почаще менять, дабы не возникало круговой поруки.
К счастью, есть положительные примеры. На недавнем собрании членов СНТ «Дзержинец-Винновка» (более 4000 участков) его председатель Анатолий Баньковский объявил под бурные аплодисменты, что в наступившем году повышения членских взносов не будет. Правда, в преддверии предыдущего сезона в том же «Дзержинце» произошел резкий скачок членских взносов – на 30%. Видимо, еще до нынешнего собрания председатель получил массу критики от садоводов и решил сделать упреждающее заявление.
Наверное, трудно найти председателя, который бы не мечтал увеличить членские взносы. Так больше свободы, легче вести сложное хозяйство, меньше головоломки по поиску оптимальных подрядчиков и других путей экономии. Здесь интересы правления и простых смертных расходятся. Надо искать компромисс. Например, настоять на ограничении роста взносов официальным уровнем инфляции (или объявленным ростом пенсий). А в случае принятия крупных инвестиционных проектов взимать отдельную плату в графе «целевые взносы». Но для этого надо посещать собрания, не бояться выступать с критикой, предлагать меры экономии, в том числе, упомянутые выше. К сожалению, подавляющее число дачников этим себя не утруждает.
Михаил Бобиченко (сам дачник)

Фото с сайта ufa-stroyka.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

WordPress Anti-Spam by WP-SpamShield

WordPress: 53.56MB | MySQL:63 | 1,694sec