На минувшей неделе в режиме «строжайшей секретности» Светлоярским райсудом был вынесен приговор сотруднику компании ООО «РосЭко» Виктору Прудису
На сайте райсуда информация о фигуранте дела № 1-1/2016 (1-165/2015) скрыта. Корреспонденту ИНТЕРа, который обратился в суд, чтобы узнать, когда состоится очередное заседание, с ходу ответили, что дело в отношении Прудиса в суд никогда не передавалось и, соответственно, не рассматривалось.
Однако в распоряжении редакции оказалась аудиозапись последнего заседания, когда судья Оксана Смирнова огласила приговор. Оглашение длилось более двух с половиной часов. Прудиса наказали по ч. 1 ст. 247 – «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов».
В чем же виновен аппаратчик ООО «РосЭко» и какое наказание он понес?

Кто испортил воздух?
В июле 2014 года в природоохранные структуры начали поступать жалобы на удушающий запах от жителей Красноармейского района Волгограда и райцентра Светлый Яр. Для поиска его источника была организована межведомственная группа, в которую вошли специалисты регионального Управления Росприроднадзора, Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры, минприроды области и департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда.
29 октября того же года на сайте Росприроднадзора сообщалось: в числе виновников – ООО «Газнефтесервис» (Жирновск), организация, в процессе деятельности которой образуются отходы сероочистки.
«Отходы из Жирновского района вывозились на пруд-накопитель ОАО «Каустик» и передавались ООО НПО «РосЭко» для обезвреживания, – сказано в официальном сообщении ведомства. – При этом класс опасности отходов был занижен».
Данные отходы, накапливаемые на «грязной» секции пруда-накопителя в Светлоярском районе, и стали источниками запаха и причиной жалоб волгоградцев на качество атмосферного воздуха.
В отношении ООО «Газнефтесервис» были возбуждены административные дела. В органы прокуратуры направлены материалы внеплановой проверки в отношении предприятия – для принятия решений по признакам уголовных преступлений.

Высококлассные отходы
На сайте Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры 30 октября 2014 года сообщалось:
«Прокурорской проверкой по многочисленным обращениям граждан о резком и удушливом запахе в Красноармейском районе Волгограда установлено, что ООО «НПО «РосЭко» принимает и размещает отходы сероочистки, относящиеся к 1 классу опасности».
Самый высокий и, как уточнял тогда природоохранный прокурор Валерий Сегизеков, чрезвычайно опасный класс отходов, при обращении с которыми необратимо нарушается экологическая система.
Выяснилось, что образуются они в результате деятельности ООО «Газнефтесервис» в отсутствии разрешительных документов: лицензии на обращение с отходами, паспорта опасных отходов.
Чтобы устранить нарушения природоохранного законодательства, прокурор направил исковое заявление в суд к ООО «НПО «РосЭко» о запрете данной деятельности. Суд иск удовлетворил.
На сайте минприроды области (ныне облкомприроды. – Ред.) уточнялось – ООО «РосЭко» оштрафовано на 140 тыс. руб. за нарушение технологии обезвреживания и захоронения отходов.
В январе 2015 года облсуд подтвердил решение Центрального райсуда Волгограда о запрете «РосЭко» размещать опасные отходы в накопителях завода «Каустик». А в феврале того же года судебную тяжбу проиграло ООО «Газнефтесервис» – компании было запрещено передавать отходы кому-либо до оформления необходимой разрешительной документации.

Аппаратчик, он же стрелочник
В ходе оглашения приговора Виктору Прудису звучало – резкий запах беспокоил не только жителей территорий, примыкающих к промышленной площадке ОАО «Каустик», часть которой арендовало «РосЭко». За свое здоровье опасались те, кто работал непосредственно на площадке.
По их словам, озвученным судьей, запах был настолько сильным, что не выветривался из одежды даже после нескольких стирок.
Но руководство успокаивало – отходы безвредны.
Только позже сотрудники филиала ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» – «ЦЛАТИ по Волгоградской области» установили – отходы были первого класса опасности, а не третьего, как заявлено в документах. И представляли реальную опасность. Тем более что в ходе их обезвреживания и размещения нарушалась технология.
Из приговора Светлоярского райсуда следует – злостным нарушителем был Виктор Прудис. Аппаратчик пожелал облегчить себе работу и вместо того, чтобы смешивать вредные вещества с нейтрализаторами в отдельной емкости, сливал отходы прямо в пруд-накопитель.
По словам судьи, «осознавая опасность своих деяний, он сознательно с целью уменьшения объема работы в нарушение инструкции не стал выполнять процесс обезвреживания».
И только бдительность жителей области и активная работа природоохранных структур позволили не допустить, чтобы отходами были заражены подземные воды хазарского водоносного горизонта…

Блаженны неведающие…
В зал судебного заседания удалось побывать представителям областной общественной организации «Информационный центр «Волгоград – Экопресс». Вот что они рассказали ИНТЕРу.
Специалисты «Каустика», представители «Газнефтесервиса» и «РосЭко» убеждали суд, что размещаемые отходы были не первого, а третьего класса опасности. Причем определила это собственная лаборатория «Каустика». Однако в суде ее представители не смогли даже вспомнить, как были упакованы эти пробы.
Главный эколог «Каустика» Игорь Поддубный в суде пытался доказать, что отбор проб сторонними лабораториями был произведен с нарушениями. Но суд счел его показания не заслуживающими доверия. Да и, как выяснилось, сам главный эколог при отборе не присутствовал. Зато те, кто там был, отмечали их резкий запах, идентичный тому, от которого задыхалось несколько районов города.
Кстати, хотя руководство заверяло работников, что отходы безвредны, аппаратчик «РосЭко», занимавшийся непосредственной утилизацией, работал в костюме химзащиты L-1. Но и это не спасало – из-за исходящего от него резкого запаха, работавшие неподалеку сторожа не пускали его в свою будку, чтобы тот мог погреться.
По разработанной «РосЭко» технологии, аппаратчик должен был смешивать отходы с многофункциональным нейтрализатором (проще говоря, известью) и только потом размещать их в пруд-накопитель. И руководство «Каустика», в чьем ведении находится этот пруд, и «РосЭко», принимавшее эти отходы, показали в суде, что понятия не имели о «нарушении технологии» и прямом сливе отходов в пруд.

Куда ушли отходы?
Сам Виктор Прудис своей вины не признал. И в последнем слове настаивал, что нарушил только должностную инструкцию, но не Уголовный кодекс РФ. В последнем слове он попросил прекратить возбужденное в отношении его уголовное дело. Тем не менее суд признал его виновным и назначил наказание в виде штрафа в размере 100 тыс. руб. В связи с амнистией, приуроченной к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, Прудис освобожден от наказания.
Казалось бы, в деле поставлена точка. Однако для волгоградских экологов решение суда стало многоточием, за которым следует масса вопросов.
По сути, никто не понес наказания за то, что целый город несколько дней задыхался, – говорит руководитель «ИЦ «Волгоград – Экопресс» Елена Васильева. – Никто не ответил за то, что была создана угроза здоровью нескольким сотням тысяч жителей Волгограда.
— Экологам-общественникам хотелось бы все-таки получить ответы на многие вопросы, — продолжает Васильева. — Кто еще, помимо попавшего под уголовное дело аппаратчика, виновен в размещении отходов первого класса опасности на гидротехническом сооружении ОАО «Каустик»? Кто согласовывал это размещение отходов? Кто выдавал разрешение на размещение этих отходов?
Почему отходы первого класса опасности размещаются не на специальном полигоне, а на гидротехническом сооружении ОАО «Каустик»? Что будет с теми опасными отходами, которые ООО «РосЭко» не успело разместить и хранит пока рядом с прудами «Каустика»? И куда за последний год продолжало вывозить свои токсичные отходы ООО «Газнефтесервис»?
Есть вопросы и у ИНТЕРа. Почему так боялись присутствия журналиста на заседании суда? Что скрывала Фемида с завязанными глазами?

Фото с сайта ansar.ru


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here