В минувшую пятницу в апелляционной инстанции Волгоградского областного суда вынесено решение по делу четырех молодчиков, избивших Ивана Трегубова, фермера из Котельниковского района. Об этом деле «ИНТЕР» писал уже не раз. Сейчас в нем новый поворот: криминальную четверку осудили уже не за причинение вреда здоровью, а за самоуправство. Согласно приговору, один из преступников осужден на три года, трое других проведут в колонии-поселении и того меньший срок.
Пострадавший – Иван Трегубов, многократно отмеченный за вклад в социально-экономическое развитие области и за заслуги перед районом, – остался инвалидом, и даже в судебных прениях не мог участвовать, поскольку накануне перенес очередную операцию на разбитой челюсти.
Урожай или жизнь
Пострадал Иван Егорович за брата.
Григорий Трегубов пару лет держал под парами одно поле, арендуя доли у своих земляков. А воспользовался его трудами другой фермер — Александр Топала, засеяв по осени землю.
Когда посевы взошли, Григорий Трегубов уже оформил землю в собственность. И предложил Топале компенсировать затраты на уход за землей и забрать урожай. Но денег не дождался. И решил – урожай принадлежит ему по праву.
Разборки между Трегубовым и Топалой сначала шли на правовом уровне. Потом отец Топалы, небезызвестный в районе Сергей Мирчевич, решил разобраться по-своему. Пригласил из Волгограда знакомого Сергея Однокоза, поручив ему или «выбить» урожай из братьев Трегубовых (записав и Ивана Егоровича в «обидчики» сына), или, как звучало позже в суде, «набить им морды».
Компенсация
Однокоз подобрал тройку приятелей и приехал в Котельниковский район на разборки.
Так случилось, что с Григорием Трегубовым они не встретились. Зато Ивана Трегубова, на его беду, нашли.
Встреча окончилась зверской расправой. Для Ивана Егоровича она стала тем более жестокой, что незадолго до этого он перенес операцию на шейных позвонках, и имплант еще не прижился. Что касается выбитых зубов и сломанной челюсти, то многочисленным операциям, которые ему пришлось в связи с этим перенести, не видно конца.
Последствия настолько серьезны, что в области нашелся только один стоматолог, чья квалификация позволила ему заняться восстановлением здоровья фермера.
О материальной стороне вопроса – отдельный разговор.
– Перед судебным заседанием ко мне подошел представитель осужденных и предложил передать в качестве компенсации машину одного из них, – поделился Иван Трегубов. – Я ему ответил: вот мой автомобиль – новый, 2015 года выпуска. Забирай, только верни мне здоровье. Тот потупился и отступил.
Вне закона
В апелляционном суде представитель Трегубовых Александр Прохоренко настаивал – дело нужно вернуть на новое расследование.
– Поначалу избивших моего подзащитного обвинили в вымогательстве (ст. 163 УК РФ). И я считаю, что такая оценка их действий справедлива – ведь они требовали вернуть имущество, и из-за этого избили Трегубова. Но затем следствие переквалифицировало обвинение на самоуправство (ст. 330 УК РФ). С этим я не могу согласиться.
Самоуправство – самовольное решение вопросов, которые можно решить законным путем.
Однако Сергей Топала и его наемники в принципе не могли уладить отношения с Иваном Трегубовым на законных основаниях. Ведь ни те, ни другой не имеют никакого отношения к спору между фермерами Григорием Трегубовым и Александром Топалой.
Душевные страдания
В Котельниковском райсуде, где дело рассматривалось в первой инстанции, судья также не усмотрел в действиях подсудимых самоуправства. Он осудил криминальную четверку за то, что они нанесли вред здоровью Ивана Трегубова (ст. 112 УК РФ).
– Согласен – суд не вправе применять к подсудимым более жесткую статью, чем та, по которой их обвинили, – признает Прохоренко. – Поэтому мы и требовали, чтобы дело было возвращено на доследование. Но моему подзащитному в этом отказали.
Такое же требование адвокат заявил в апелляционном суде.
Представитель облпрокуратуры, участвующий в процессе, стоял на своем: следствие правильно обвинило преступников в самоуправстве. На доводы Прохоренко, что пострадал только Иван Трегубов, следовательно, речь можно вести только о вымогательстве, прокурор возразил – Григорий Трегубов душевно переживал за своего брата.
* * *
Подсудимые и их защитники были уверены – наказание должно быть условным. Тем более что они попросили прощения у потерпевшего…
Апелляционный суд принял сторону прокуратуры.
Чем он руководствовался, станет известно, когда будет готова мотивировочная часть судебного решения. Однако Иван Трегубов и его защитник Александр Прохоренко уже заявили, что намерены его опротестовать и дальше добиваться справедливости.
В тему:
Сергея Топалу Котельниковский райсуд признал виновным в самоуправстве и освободил от отбывания наказания по амнистии. К тому времени он уже находился в колонии – в декабре 2014 года председателя наблюдательного совета СКПК «Котельниковский» С. Топалу признали виновным в хищении заемных средств и злоупотреблении полномочиями при отчуждении имущества кооператива своим родственникам. Ему назначено 6 лет лишения свободы.