Эксперты ИНТЕРа – о губернаторе Волгоградской области
Новость об «исчезновении» волгоградского губернатора в конце октября этого года привлекла внимание общественности не только внутри региона, но и далеко за его пределами. Началось с того, что регулярно докладывающий о работе главы региона сайт областной администрации две недели не публиковал сообщений с упоминанием имени Андрея Бочарова, не упоминало о нем местное ТВ и подконтрольные исполнительной власти СМИ. Тогда волгоградские общественники обратились в программу «Жди меня», разместив 26 октября на ее сайте анкету и фотографию «потерявшегося» главы региона.
Уже в тот момент стало ясно: политическая ситуация в регионе начинает обостряться, и заурядная ситуация с отсутствием первого лица стала поводом для информационной атаки. Похоже, полтора года относительного затишья, столь непривычного для Волгоградской области, закончились.
Последующие события подтвердили тенденцию: в ряде информационных ресурсов развернулась кампания на заданную тему, где главным обвинением в адрес губернатора было окончательный развал экономики области. С другой стороны, в интернет-пространстве появились публикации, где все происходящее объясняли попытками отстраненных от власти и финансовых потоков волгоградских элит вернуть себе место под солнцем, дискредитируя первое лицо и муссируя слухи о его возможном уходе с занимаемого поста.
Так что происходит в Волгоградской области на самом деле, что стоит за политическим обострением и к чему все это приведет общество и власть? Эти вопросы «ИНТЕР» адресовал экспертам.
Инна ПрихожанИнна Прихожан, президент ВРОО «Институт гражданского общества»:

– Есть такое понятие – идеальный шторм. Оно означает ситуацию, когда ряд неблагоприятных факторов складываются так, что их суммарный негативный эффект существенно возрастает. Именно в такую ситуацию, как мне кажется, попал губернатор.
С одной стороны, Волгоградская область вообще трудна в управлении – с этим не справился ни один из предыдущих руководителей. Процесс разрушения продолжается и найти ресурсы, в том числе людские, которые могли бы повернуть этот процесс вспять, очень сложно.
С другой стороны, Бочаров пришел в наш регион не только без своей команды, но даже без ключевых ее игроков. Таким образом, в реализации любых своих инициатив ему приходится опираться на старые кадры, при том, что с кадрами в нашей области всегда были большие проблемы. А без профессионалов во всех сферах сделать ничего нельзя.
Получается замкнутый круг: проблемы не решаются, жители области – и рядовые волгоградцы, и надеявшиеся на перемены представители региональной элиты – разочарованы. И разочарование это тем сильнее, что ожидания были явно завышенными. Все ждали чудес, забывая, что чудеса, как известно, нужно делать своими руками.
Арьков новыйВиталий Арьков, представитель АПЭК в Волгоградской области:
– В том, что в происходит сегодня в регионе, есть определенная вина администрации Волгоградской области: не во всех случаях ее деятельность можно признать эффективной, а принимаемые меры – своевременными. Однако есть и объективные причины. В частности, действующая сегодня система межбюджетных отношений, при которых регионам оставлены лишь сложно собираемые налоги и сборы, в то время как наиболее щедрые уходят в федеральный бюджет и уже оттуда спускаются обратно по принципу детской сказки: «этому – дала, этому – дала, а этому – не дала». Чтобы получить обратно в регион как можно больше траншей, губернатору нужно иметь как минимум очень хорошие связи в Кремле. И не только ему – оттого насколько удачно господин Дорждеев (председатель областного комитета финансов. – Ред.) попьет чаю в Минфине, где у него действительно хорошие знакомства на самом высоком уровне, тоже многое зависит.
Но правда и то, что в последнее время активизировались попытки оказать противодействие губернатору тех, кто относит себя к волгоградской элите. Причем это те же самые люди, которые в свое время активно противодействовали и губернатору Бровко, и губернатору Боженову. Отставки этих губернаторов они приписывают себе, хотя это не соответствует действительности – Бровко «ушли» за позорный провал «Единой России» в регионе на прошлых выборах в Госдуму, а вина Боженова состояла в том, что регион «приглянулся» более сильному в кремлевских аппаратных интригах политику. Его интересы по «зачистке» региона от Боженова совпадали с интересами части местной элиты, но не более того.
Некоторые представители этой части элиты даже были назначены (или возвращены) на высокие посты в обладминистрации, когда губернатором стал Бочаров. Однако время показало, что они и их «старшие товарищи» не согласны на новые правила игры, а всеми силами стараются восстановить stаtus quo, в чем-то потрепанный при двух прежних губернаторах. Для достижения этого им было важно сделать губернатора если не ручным, то по крайней мере «своим», повязав общими, не всегда законными деяниями.
Происходящее сегодня в регионе свидетельствует, что реализовать задуманное не получается и новый губернатор пока ведет в счете. Поэтому в ближайшем будущем нас, скорее всего, ждут не только громкие отставки, но и громкие посадки.
неформат увольнение КазаченокСветлана Казаченок, член Общественной палаты Волгоградской области:
– Нелепо упрекать губернатора Андрея Бочарова в том, что он развалил область – ее разваливали несколько десятилетий, а сделать это за полтора года, которые он возглавляет регион, невозможно.
Те, кто ругает губернатора, не хотят замечать того положительного, что сделано за это время. Стали активнее ремонтироваться дороги, исчезли многолетние очереди в детские сады, наводится порядок в здравоохранении. Отдельно хочется сказать о Социальном кодексе, который обсуждается в эти дни в Волгоградской области – он разработан исключительно на благо людей, которые теперь будут понимать, какие льготы они могут получить от государства и что нужно для этого сделать.
Легко ругать губернатора, сложнее выйти с собственной инициативой, предложить собственное решение проблемы. А Андрей Иванович, на мой взгляд, всегда открыт для обсуждения любых вопросов.
правовое поле ответ юристаВладимир Кудрявцев, заслуженный юрист РФ:
— Борьба элит в регионе, несомненно, идет, и Андрей Бочаров задел чьи-то интересы. Но все же, на мой взгляд, в тех неверных, с точки зрения жителей региона, решениях, принятых губернатором, значительная доля вины его команды, аппарата. У каждого из этих чиновников свои амбиции, и мало кто думает о благе региона. В то же время нельзя не отметить, что Андрею Бочарову удалось привлечь в область инвестиции. Это его заслуга.
туманянц
Карен Туманянц, доцент кафедры экономической теории и экономической политики ВолГУ:
– Положение дел в регионе, действительно, не улучшается, а ухудшается, но дело не только в руководителе – ситуация сложна в стране в целом, и мы в этом не уникальны. Другой вопрос, что с Андреем Бочаровым у жителей области были связаны большие ожидания, которые он, кстати, сам подогревал, взявшись за наведение порядка. Результатов этих усилий мы пока не видим и вряд ли увидим в ближайшем будущем. Руководитель области предпринимает определенные шаги, но они, к сожалению, не складываются в единую стратегию.
Что касается эпизода с поиском губернатора через известную телепрограмму, могу только сказать, что люди бывают разные, возможно, кому-то, действительно, нужно видеть его каждый день на экране телевизора. Но нужно понимать, что человек имеет право отдохнуть, особенно при такой серьезной нагрузке.

Сергей Панкратов
Сергей Панкратов

Сергей Панкратов, завкафедрой политологии ВолГУ:
– Происходящее вокруг губернатора региона – это нормальная политическая борьба. Если сначала, когда он только приступил к работе, каждая группа местной элиты пыталась перетянуть его на свою сторону, то сегодня у Андрея Бочарова появилась своя позиция. Это не худший губернатор, если принимать во внимание его предшественников. Что касается разочарования жителей в своих ожиданиях, то это касается в основном волгоградцев. И связано оно с деятельностью местных властей, хотя и переносится на губернатора.
крылов1

Дмитрий Крылов, депутат Волгоградской городской думы:
– В том, что происходит в области, виновато, по моему мнению, ближайшее окружение губернатора, которое доносит до него недостоверную информацию, дает неправильные советы. В свою очередь глава региона, не владеющий ситуацией, вероятнее всего, добросовестно заблуждаясь, принимает не всегда обоснованные решения. Область продолжает погружаться в «безнадегу», а тем временем в регионе реализуются откровенно, на мой взгляд, коррупционные схемы.
Только один пример – ситуация со скорой медпомощью: в свое время усилиями гражданских активистов удалось воспрепятствовать переходу ее в частные руки. Это было при прежнем губернаторе Сергее Боженове. Теперь такие же попытки предпринимаются уже при Андрее Бочарове. Нужно понимать, что передача этой службы в аутсорсинг приведет к тому, что средства из фонда ОМС будут перенаправлены в коммерческую структуру, которая без подобных комбинаций не могла бы претендовать на это. В то же время рядовые граждане теряют те гарантии, которые обязан предоставлять Минздрав.
Не менее вопиющая ситуация в похоронном деле. Мало того что муниципальные власти сложили с себя полномочия в части реализации Закона о погребении и похоронном деле, где четко прописаны гарантии государства на безвозмездное погребение усопших. Идя на поводу у компании «Память», сегодня принялись разваливать судмедэкспертизу со всеми вытекающими из этого последствиями. Пока мы пытаемся сделать шаг навстречу соблюдению законодательства и гарантий простому человеку, региональные власти своими действиями «стаскивают» ситуацию на три шага назад, продолжая унижение жителей, грубо нарушая их права, предусмотренные федеральным законодательством.
Повторюсь – по моему мнению, различного рода ошибочные с точки зрения закона решения, направленные не в сторону созидания, а на укрепление меркантильных интересов различного рода коммерческих структур, принимаются руководителем области с подачи его ближайшего окружения. Однако складывается впечатление, что, к моему великому сожалению, сложилась практика, когда другого мнения Бочаров слышать просто не хочет. И является недоступным для жителей и политиков имеющих иные взгляды, направленные на защиту прав и законных интересов жителей области. Таким образом получается, что «Единая Россия», которая сегодня является основным инициатором различного рода решений, принимающихся фракционно, оказывает не что иное, как медвежью услугу человеку, который безоговорочно доверяет мнению ее представителей.
болдырева-цвГалина Болдырева, председатель реготделения партии «Яблоко»:
– Глава региона оставил практически всю команду, которая работала при прежнем губернаторе. Та же «команда» руководителей общественных организаций, обогретых властью, доносит до Бочарова так называемое общественное мнение – елейную информацию, которая приятна на слух. Такую же позицию занимают, к сожалению, и большинство региональных СМИ, причем в их стан перешли даже те, что в свое время находились в оппозиции к власти. Представителей же не столько даже оппозиции, сколько людей, имеющих иную точку зрения, пытаются выставить или городскими сумасшедшими, или причислить к «пятой колонне». Так, напомню, заявил на камеры руководитель «Каустика» г-н Азизов, когда экологи попытались донести до него позицию жителей Волгограда, обеспокоенных тем, что они вынуждены дышать промышленными выбросами.
Таким образом, глава региона практически не видит реальной картины происходящего в области. До него не доносят ту, возможно, нелицеприятную информацию, которая позволила бы ему узнать, как действительно обстоят дела. Власть в нашем регионе отвернулась от людей, а люди – от власти. Мы живем параллельно, и пути наши пересекаются крайне редко. В результате появляются такие ситуации, как та, что сложилась сегодня с общественным транспортом – скандал в очередной раз прогремел на всю страну.
В тему:
«Свалить губернатора — увлекательное развлечение для некоторых»
«Волгоградский регион сменил очередного губернатора в 2014. Область возглавил Андрей Бочаров, полковник ВДВ, Герой России руководитель исполкома ОНФ, которого уже можно было назвать состоявшимся федеральным политиком. Новый губернатор сразу обозначил линию борьбы с коррупцией и криминалом как сверхзадачу, установил военные порядки в работе органов власти.
Регион превратился в антикоррупционную передовую – еще ВРИО главы области с самого начала ввязался в этот бой. Противодействие тем, кто привык считать регион собственной вотчиной, не превратилось в лозунг для журналистов, а стало фактической и ежедневной, настоящей борьбой. Федеральная известность региона преступлений превращается в известность региона наказаний по уголовным делам коррупционной направленности: областные судьи поставили федеральный рекорд, прописав 12 лет коллеге Романа Гребенникова, бывшему заместителю мэра Волгограда по ЖКХ, приговор яркому представителю команды Боженова Павлу Крупнову был пересмотрен с увеличением почти вдвое, уголовное дело федерального депутата Паршина выглядит бескомпромиссной схваткой за правду и справедливость.(…)
Не у дел осталось подавляющее большинство региональной элиты – иначе и не могло быть. Ведь последние 15-20 лет быть элитой значило иметь право на прибыли при распределении средств бюджетов всех уровней и региональной собственности. Почти не осталось «незамазанных», и сегодня, чтобы не уйти по этапу, приходится отходить от дел. Однако под контроль групп теневого влияния за многие годы «власти безвластия» попали гигантские финансовые ресурсы, целые отрасли хозяйства региона и областной столицы.
Это ЖКХ, дорожное строительство, транспорт и перевозки, реклама, торговля энергоресурсами, управление имуществом, промышленные объекты, земля, торговля, фармацевтика и медицина, сельхозпредприятия… При желании теневые лидеры региона могут спровоцировать кризис в любой из указанных отраслей. Для устранения такой проблемы параллельно с антикоррупционной в области полным ходом идет кампания по возвращению контроля власти над ключевыми направлениями областного хозяйства. Положит эта компания конец волгоградскому хаосу или ускорит уход очередного «шефа» – вопрос совсем не решенный. Цель свалить губернатора, которого любят в народе и у которого мало традиционно слабых мест (бизнеса, увлечений, привязанностей), увлекательное развлечение для некоторых. (…) И кажется, их только заводит, что Бочаров пойдет до конца.
Главный вопрос для судьбы региона: что у них получится теперь? Ответ будет зависеть от их способности создавать коалиции и от того, когда, где и как они найдут рычаги, чтобы остановить Бочарова. Ротация и смена (арбитражный суд, прокуратура, УФСБ, УФАС, «Динамо») федеральных руководителей в области говорит о том, что пока серьезной опоры в Москве противники губернатора не нашли: им не удалось поставить ни одной подконтрольной фигуры.
Ошибки и поражения заставляют оппонентов губернатора действовать активно – уже идет серьезная игра. (…) Война уже в разгаре, мы должны стать свидетелями, возможно, самой крупной в региональной истории атаки на власть».
(http://secret-expert.livejournal.com/640.html)


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here