МЕЖДУ ВОЛГОЙ И ДОНОМ

На майдане. Не киевском – качалинском

…От построенной в 1793 году Троицкой церкви в станице Качалинской («переселившейся» с острова в 1781 году) уцелела лишь полуразрушенная колокольня – символ трагической судьбы местного казачества, пережившего и поголовное истребление карательным отрядом князя Хованского после подавления Булавинского восстания в начале XVIII века, и расказачивание в ХХ веке…

Знаменательно, что именно в качалинской церкви хранилось знамя 4-го Донского казачьего полка. С ним он в составе Войска Донского под командованием атамана Платова от стен сожженной французами Москвы (в нее донцы вошли первыми) прошел через Европу до Парижа, в боях прорубая дорогу русской армии, неотразимостью молниеносных атак сея смешанное с ужасом восхищение.

Александр Егоров,

глава Иловлинского района, юртовой атаман:

В последние годы у нас наконец-то спохватились, что поддавшись на пропаганду западных «демократических ценностей», мы все дальше удаляемся от своих, на которых веками стояла русская земля. Спасибо, Крым и Севастополь, а затем и Донбасс, героически вставший на защиту национального достоинства, напомнили, что мы – наследники великого прошлого. Это вывело миллионы людей на акцию «Бессмертный полк».

На одной Победе в Великой Отечественной войне детей не вырастишь патриотами – нужно вводить их вглубь истории, к истокам формирования российского государства и российского самосознания – там черпать материал для его возрождения. И – к истокам прошлого земли, на которой они живут.

Кто мы? Откуда пришли и зачем живем на этой земле?

Когда императрицу Екатерину Вторую спрашивали, где границы Российского государства, она отвечала: «Границы Российского государства проходят по острию казачьих шашек». Это – бесспорное признание роли казаков в становлении Российской империи.

Так случилось, что сегодня, чтобы восстановить историческую память, мы снова задаемся вопросами: кто мы есть, откуда пришли, кто отстоял наше право жить на этой земле? Кто были наши деды и прадеды и за что они сражались?

Ответы можно найти в прошлом городка Качалин, а затем станицы Качалинской. Здесь, в самом узком месте между двумя великими реками, были ворота в Азию. Здесь проходила северная ветвь Великого шелкового пути. Здесь всегда кипела жизнь и шла непримиримая борьба за право обладать этим стратегическим объектом – переволокой между Волгой и Доном.

В начале ХIV века (после того, как официальной религией Золотой Орды при хане Узбеке стало мусульманство), казаки усилили два своих форпоста – городки Паньшин и Качалин. Здесь собирались они на сборы и круги. Здесь были Ермак, Разин, Булавин, Пугачев. Отсюда первый флот под командованием Петра Первого пошел на Азов. Здесь 600 лет стояли казаки на защите православной веры, когда западные народы, подстрекаемые Римской католической церковью шли делить русскую землю, а православных перекрестить в католичество. Сюда подвластные турецкому султану народы приходили с мечом. Наши прадеды силой оружия неоднократно останавливали чужеземную агрессию.

«Донские казаки не по-нашему велению живут»

В 1569 году по приказу султана Селима огромное войско с инженерными рабочими пришло к Качалину городку, на переволоку, и начали рыть Волго-Донской канал для установления мусульманского владычества. Казаки не дали: выжгли степь. В условиях постоянных военных стычек, безводия, жары, болезней эта затея провалилась.

Иван Грозный в ответ на жалобу турецкого султана писал: «Донские казаки не по-нашему велению живут… и всякие мирные и бранные дела у них делаются без нашего ведома. Ссоры же между азовцами и казаками бывают оттого, что азовские, крымские и ногайские люди ходят на наши земли, берут в плен и уводят в Азов наших людей, казаки же этого не могут терпеть и сами приходят на них войной…»

Удержав переволоку, здесь казаки собирались на круги: поднявшись к храму, молились Богу, а потом, спустившись на майдан, принимали судьбоносные решения о войне и мире, за которые отвечали собственной кровью. Решения эти назывались «приговор». Отсюда по указу императора Павла казаки отправлялись в поход на Индию. Отсюда они в 1812 году шли защищать родину, когда народы Европы во главе с Наполеоном в очередной раз пришли делить Россию.

Отсюда казаки атамана Ермака Тимофеевича, уроженца станицы Качалинской, уходили на Ливонскую войну. Отсюда шли воевать большую Ногайскую Орду. Отсюда же ушли в Сибирский поход. У Ермака Тимофеевича не было жены, детей. Но мы все его потомки — граждане государства, границы которого он расширил за пределы Урала, прорубив дорогу в Сибирь. Дальше – до Тихого океана пошли казачьи атаманы Василий Бугор, Иван Галкин, Петр Бекетов и другие…

Не знающий прошлого  — не имеет будущего

Как мы, считающие себя потомками донских казаков, допустили, что майдан у качалинской колокольни — место, по историческому и культурному значению, сопоставимое с Мамаевым курганом, сделали предметом купли-продажи и, поделив на участки под строительство домов, продали с аукциона? Десять лет перепродают. И те, кто продавал, и те, кто покупал, не могли не знать, что эта земля священная: через нее проходили не только судьбы людей – история Российского государства.

Почему мы все меняем на деньги — честь, совесть, историческую память, национальное достоинство? Потому что в погоне за тремя копейками, сделав предметом купли-продажи историческую память, забыли свои истоки…

Говоря о казачьей культуре как части русской культуры, многие ограничивают ее песнями и плясками. Между тем это прежде всего культура хозяйственная, воинская и, что сегодня особенно важно, культура народной самоорганизации, межличностных отношений, культура комплексного освоения территории.

Знание об истории казачества в массовом сознании сводится к нескольким знаковыми именами: Степана Разина, Емельяна Пугачева, Ермака Тимофеевича, даже Матвея Ивановича Платова, возглавлявшего казачьи полки в борьбе с Наполеоном, вспомнит далеко не каждый. Остальное историческое пространство, несмотря на более двух десятков лет «возрождения казачества», — белые пятна истории. Жить с провалами в памяти нельзя.

Задачи поставили. А воз и ныне там…

В сентябре 2009 году на Госсовете РФ, состоявшемся в Великом Новгороде, была поставлена задача изучения, обобщения и использование в практической работе культурно-исторического наследия территорий России для патриотического воспитания подрастающих поколений. Книг и брошюр по истории казачества – масса. В них, написанных сухо, казенно, а главное, тенденциозно, далеко не каждый доберется до сути. И уж тем более не проникнется духом прошлого. Многократные «переосмысления» в соответствии с текущей конъюнктурой внесли в историю казачества столько наслоений и откровенных фальсификаций, что сегодня доверять можно только авторам, близким к первоисточникам: Карамзину, Ключевскому, Татищеву, Льву Толстому и Евграфу Савельеву.

Нужны ли казаки сегодняшней России?

Нужны. Об этом неоднократно заявляли руководители страны. Но как нам воспитать будущих казаков — как вкладывать в головы и сердца детей историческую память о том, что живший здесь народ сыграл огромную роль в судьбе России и что принадлежностью к нему можно гордиться? Необходимо принять единый стандарт этнокультурного компонента школьного образования в нашей области.

Времени на раскачку у нас нет. Маховик холодной войны раскручивается. Главное направление – даже не подрыв экономики, а перекодировка сознания молодежи, подрывающая национальное самосознание русского народа, без которого нет страны, а народ становится населением, с которым, как показала Украина, можно делать все, что угодно.

Очень хочется верить, что наша «животворящая святыня» — память о великом прошлом, наши небесные защитники – не оставят нас и наших детей. В наших душах и нашей стране – быть добру!

PS. Погода опять экстремальная, но нам не привыкать. Господь не без милости, казак не без удачи.

***

Два чувства дивно близки нам —

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века

По воле Бога самого

Самостоянье человека,

Залог величия его,

Животворящая святыня.

Земля была б без них мертва.

Без них наш тесный мир – пустыня,

Душа — алтарь без божества.

А. С. Пушкин

Раиса Мотузова


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here