На проект потратили сотни миллионов бюджетных рублей.

На днях Минкомсвязи РФ распространило интересную информацию: в 2014 году больше 35 процентов россиян получили госуслуги через интернет. На 2015 год показатель должен составить 40 процентов, на 2018 год — 70.

регистратура

Кому это надо? Никому не надо!

На сайте Минкомсвязи РФ сказано, что лидерами по доле проникновения электронных госуслуг в России стали Ямало-Ненецкий автономный округ (66,3 процента), Приморский край (66,1 процента) и республика Татарстан (63 процента). В числе отстающих — республики Дагестан (1,8 процента) и Ингушетия (2,8 процентов), а также Тамбовская область (10 процентов).

О том, как обстоят дела с внедрением госуслуг в массы в Волгоградской области на сайте Минкомсвязи РФ ничего не сказано. Но вот данные Контрольно-счетной палаты (КСП) нашего региона: в электронном виде государственные и муниципальные услуги получают в настоящее время всего около пяти (!) процентовв жителей. А между тем только на 2014 год в областном бюджете на эти цели заложено 111,5 млн. рублей.
В частности, как сказано в пресс-релизе КСП, больше шести млн рублей направлено на «реализацию возможности предоставления дополнительно 16 услуг посредством портала госуслуг». Но деньги оказались выброшены на ветер: ни за одной из 149 услуг, размещенных на портале с момента внедрения его в эксплуатацию (а это 2009 год), жители области не обращались.
Еще 15,5 млн рублей ушло на создание платежного сервиса для оплаты госуслуг через портал. На момент окончания проверки КСП (19 марта 2015 года) сервис работал в так называемом тестовом режиме, и оплатить через него услуги было невозможно. Больше того, В КСП также считают, что такой сервис вообще не нужен, поскольку его востребованность, по мнению проверяющих, маловероятна.
В пресс-релизе поясняется, почему: предоставление услуг в электронной форме с направлением ответа заявителю доступно только по двум госуслугам — запись на прием к врачу и информация о результатах ЕГЭ, а также одной муниципальной услуге (запись ребенка на очередь в детский сад) и одному сервису (запись на подачу заявления в ЗАГС). А перечисленные услуги не требуют от граждан их оплаты.

Вы что, по-русски не понимаете?

личный кабинет

В КСП считают: «невостребованность электронных услуг в регионе объясняется их сложностью и затратностью».
Корреспондент «ИНТЕРа» решила проверить это утверждение на себе и воспользоваться одной из самых популярных, как утверждают в КСП, электронной госуслугой: записью на прием к врачу на сайте комитета по здравоохранению администрации Волгоградской области (http://volgazdrav.ru/). Заглянула в электронную регистратуру, внесла в соответствующие графы имя, фамилию и отчество, указала дату рождения, поставила «галочку» в пустом поле в подтверждение того, что согласна на обработку персональных данных. И получила ответ: «Заполните на русском языке».
Повторила попытку, используя данные своих родственников — тот же эффект. Попробовала зайти на портал с разных браузеров. Ничего не изменилось. Наконец, обратилась за комментарием в пресс-службу губернатора и администрации Волгоградской области. Там очень удивились, пообещали разобраться и перезвонить через 40 минут, но ответа не последовало в течение двух недель. Через несколько дней  пробовала записаться на прием еще несколько раз, но получить электронную услугу так и не удалось.

Миссия невыполнима

Не получилось и войти в личный кабинет, куда так настойчиво приглашал портал. Здесь посетителя уведомляют, что вход производится через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА), отсылая за подробностями на сайт Минкомсвязи РФ (http://minsvyaz.ru/ru/directions/?direction=59).

При попытке получить услугу по категориям или по жизненным ситуациям, мы постоянно натыкались на то, что «услуга не разрешена к оказанию лицам, не прошедшим подтверждение аккаунта». Еще один вариант ответа, которого удалось добиться от портала: «Ошибка при входе через ЕСИА СНИЛС должен иметь формат 999-999-999 99».
Возможно, его создатели упрекнут нас в компьютерной неграмотности. Но ведь, если не ошибаемся, он и должен быть рассчитан на обыкновенных «юзеров», а не на продвинутых сисадминов? Впрочем, это наш, обывательский вывод.

А вот выводы КСП:

— По трем из семи целевых показателей госпрограммы «Информационное общество» целевые значения не достигнуты, в том числе и по базовому показателю – доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме (план – 30 процентов, факт – 4,88 процента).
— Программа «Информационное общество» не обеспечивает достижение стратегических приоритетов и целей региональной политики в соответствующей сфере социально-экономического развития Волгоградской области, и бюджетные средства использованы неэффективно. При имеющейся динамике установленная Указом Президента Российской Федерации задача – доступ 70 процентов граждан к получению государственных и муниципальных услуг в электронной форме к 2018 году – недостижима.
Единственное, что не сказано в пресс-релизе КСП: кто ответит за бесцельно потраченные десятки миллионов рублей налогоплательщиков?


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here