Археологи говорят, что волгоградская земля буквально усыпана сарматскими курганами.

Взять хотя бы село Перегрузное, где раскопки продолжаются более 15 лет. Накануне волгоградские ученые презентовали монографию, посвященную многолетним исследованиям сарматских захоронений «Курганный могильник Перегрузное I». Этот научный труд – результат совместной работы преподавателей кафедры археологии и зарубежной истории ВолГУ и ученых Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН.
— Курганный могильник, о котором идет речь, насчитывает более 70 насыпей и находится в Октябрьском районе Волгоградской области. Мы занимаемся его исследованием с 2000 года, — говорит доцент кафедры археологии и зарубежной истории Валерий Клепиков. — В основном исследования были ориентированы на эпоху раннего железного века. Основная масса памятников – именно сарматского времени, с III века до н.э. вплоть до IV века н.э.
Все курганы тщательно изучаются, каждому присваивается номер. При этом называть их просто могилами или захоронениями не вполне верно.
— Курган — это искусственная насыпь над родовым или клановым кладбищем, — поясняет Валерий Клепиков. — Можно сказать, что это степной аналог египетских пирамид. Смысл, во всяком случае, тот же самый. То есть это не просто наваленная земля, а архитектурное сооружение. Поэтому, когда мы копаем курган, обязательно оставляем разрезы — так называемые «бровки». И тогда можно увидеть очень много любопытных архитектурных деталей.
Например, в Перегрузном и рядом в Аксае мы обнаружили несколько сарматских курганов, которые строились по принципу кладки. Весной, когда земля рыхлая, сарматы вырезали гумусные блоки и складывали их по типу пирамиды. Чтобы придать сооружению прочность, подсыпали края.
А собственно могилы находятся под курганом. Они бывают очень глубокими, до четырех метров, бывают небольшими — полтора, два, даже полметра — все зависит от статуса покойного. При этом ямы не засыпались — над ними ставились деревянные перекрытия, получалась пустая камера, которая потом заполнялась вещами.
Сарматскими племенами была занята огромная территория от Приуралья до Северного Причерноморья. В Нижнее Поволжье они пришли в IV веке до нашей эры. Завоевав Волго-Донское междуречье, племена кочевников жили на нашей территории до рубежа эр (конец I века до нашей эры — начало I века нашей эры). После этого появляется новая миграционная волна, которую многие исследователи связывают с аланами.
— Это те самые аланы, которые навели шороху в Римской империи, дошли до Испании, потом оказались в Африке, — говорит Клепиков. — Все они — представители среднесарматской культуры, просуществовавшей до середины II века нашей эры. После этого в археологической периодизации начинается позднесарматская культура, связанная с появлением нового погребального обряда. Так, если ранние и средние сарматы хоронили своих соплеменников головой на юг, то эти — всегда головой на север. Это говорит о совершенно иных идеологических представлениях, о том, например, где находится страна мертвых. Кроме того, у них появляется искусственная деформация черепа. Вероятно, в детстве им перевязывали голову, специально вытягивая ее. До сих пор исследователи не могут внятно сказать, с чем это было связано. С этническими особенностями, с культурными? А может быть, это выделение социального статуса? Последнее вряд ли, потому что покойников с искусственной деформацией — 70 процентов. Хотя, с другой стороны, у поздних сарматов много мужских захоронений, относительно немного женских и почти нет детских. Это означает, что какая-то часть именно этого сарматского общества не хоронилась в курганах, потому что такая демографическая нестыковка между мужчинами, женщинами и детьми нелогична. А между тем жили они довольно долго, в среднем 45 лет, многие доживали до старости.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here