Фото: tass.ru

Россия может столкнуться с риском повторения топливного кризиса 2018 года. Об этом говорится в годовом отчете Счетной палаты.

«В настоящее время отмечаются риски повторения роста розничных цен на топливо и, как следствие, возникновение социальной напряженности», — отмечают аудиторы.

В Счетной палате называют риски роста цен на топливо одной из «укрупненных проблем» аудита в прошедшем году. В ведомстве напоминают, что весной 2018 года жители России ощутили резкий рост цен на бензин и даже дефицит топлива в отдельных регионах на фоне увеличения мировых цен на нефть, что побудило правительство принять экстренные меры по стабилизации ситуации на внутреннем рынке. Тогда властям пришлось разработать демпферный механизм и частично минимизировать эффект от колебания мировых цен на нефть на стоимость топлива в России.

В конце 2020-го и в начале текущего года, указывают аудиторы, стоимость нефти снова начала расти. 12 марта цена Аи-92 побила исторический рекорд, достигнув в ходе торгов 55,75 тыс. руб. за тонну. Для сравнения — в мае 2018 года стоимость Аи-92 достигала 55,43 тыс. рублей за тонну. В Минэнерго заявили, что начали предпринимать шаги для сдерживания роста розничных цен на бензин и дизельное топливо в рамках инфляции. Однако ценники продолжают расти на автозаправках России.

Механизм сглаживания цен (демпфер) защищает стоимость топлива от резких колебаний в результате изменения нефтяных котировок.  Он призван компенсировать нефтяникам недополученную прибыль при поставках нефтепродуктов на внутренний рынок — по сравнению с более выгодной продажей на экспорт. Если экспортные цены оказываются ниже определенного уровня, то уже сами компании доплачивают в бюджет разницу. В 2020-м в России вступил в силу запрет на ввоз в страну дешевого топлива.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here