20 апреля 2020 года цены на нефть американской марки WTI пережили крупнейший обвал за всю историю. За несколько часов стоимость фьючерсного контракта на баррель опустилась до 0 долларов, а затем ушла до минус $40,32. Это означало, что продавцы готовы были доплатить покупателям за товар. Торговый день на Нью-Йоркской бирже для майских фьючерсов на WTI закончился на отметке минус $37,63. Во вторник, 21 апреля, стоимость американской нефти вернулась к положительным значениям.
Историческое падение цен на нефть привело к снижению розничной стоимости автомобильного топлива в США. Около 30 американских штатов уже сообщили о корректировке цен на бензин, о чем свидетельствуют данные трекера GasBuddy. В России стоимость топлива остается неизменной, несмотря на то что рухнули оптовые цены на бензин.
Литр бензина в США — 17,5 рубля
В сообщении GasBuddy говорится, что впервые за последние 20 лет в США появились города, где галлон бензина (3,785 л) стоит меньше 1 доллара. При переводе в привычные россиянам единицы измерения выходит, что минимальная стоимость одного литра топлива в США теперь составляет примерно 17,5 руб. за литр. Такие цены, например, на заправках в Кентукки, где галлон продают по 95 центов.
По подсчетам аналитиков, сегодня в США более 120 тыс. заправок в большей части штатов реализуют бензин по цене менее $2 за галлон, а почти 40 тыс. заправок — по цене менее $1,50. Средняя же стоимость одного галлона бензина по стране составляет $1,69 — это на 10% меньше, чем неделю назад. К слову, после «черного понедельника» 9 марта средняя стоимость галлона топлива в США опускалась до $2,14 (около 38 рублей за литр). По сравнению с 2019 годом цены на автомобильный бензин в США снизились примерно на 50%.
«Беспрецедентное падение спроса повсеместно снизило цены на топливо, — констатирует глава отдела анализа нефти GasBuddy Патрик Дехан. — Учитывая, что нефть достигла новых многолетних минимумов, возможно дальнейшее падение розничных цен на бензин почти по всей стране».
Однако не всем автомобилистам так повезло. Так, в Калифорнии галлон топлива по-прежнему самый дорогой и в среднем стоит $2,7; в Вашингтоне — $2,4. В свою очередь самый дешевый бензин (ниже $1,50) — в Висконсине, Оклахоме, Огайо, Мичигане, Арканзасе и Индиане.
Литр бензина в России — 45,9 рубля
В России тем временем средняя цена бензина АИ-95, по данным Росстата, составляет 45,9 руб. за литр, АИ-92 — 42,49 руб. После обрушения цен на нефть WTI никаких изменений в стоимости не произошло. Налоговая система в РФ такова, что цены на бензин растут независимо от того, дорожает или дешевеет нефть на мировом рынке.
Ранее на эту тему рассуждал аналитик Андрей Нальгин, комментируя сообщения о том, что россияне ездят заправлять свои автомобили в Казахстан, где на российских АЗС бензин дешевле почти в два раза. «Один мужик поехал в Казахстан на своем авто. И челюсть уронил… Потому что увидел цены на заправке такой же „Газпромнефти“, что и в России. Чтобы сразу была понятна суть, один литр АИ-92 у казахов стоит 26 рублей. В России — более 40 рублей на похожей заправке», — отмечал он.
Нальгин констатировал, что условно существует одна стоимость сырья, равные затраты на переработку и дистрибуцию. «Но ценники на заправках отличаются более чем в 1,5 раза! В принципе понятно, отчего так. Львиную долю чека c АЗС в России забирает себе бюджет. И второй момент: российская нефтяная отрасль сплошь суверенна и вертикально интегрирована. У казахов нет этой монополизации, а на рынке свободно работают иностранцы. В том числе — из России», — пояснил аналитик.
Оптовые цены на бензин все же снизились
При этом гендиректор агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов сообщил РБК, что российские нефтяники начали продавать бензин на бирже себе в убыток. В России, как и во всем мире, резко упал спрос на топливо из-за введенных режимов самоизоляции, это привело к падению автомобильного трафика.
По данным эксперта, сейчас компании получают чистый убыток около 2,3 тыс. рублей на тонну бензина АИ-92. С 13 по 19 апреля цена этой марки на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже упала на 11% (4,2 тыс. рублей) и 20 апреля АИ-92 продавали по 35,77 тыс. рублей за тонну в европейской части России. При этом издержки компаний, включающие акциз, выплаты в бюджет по демпферу (механизм стабилизации цен на топливо на внутреннем рынке), НДС и НДПИ (налогу на добычу полезных ископаемых), составляют 38,07 тыс. рублей за тонну.
Демпфер был введен российским правительством в 2018 году — это механизм сглаживания цен, защищающий стоимость топлива от колебаний. Демпфер призван компенсировать нефтяникам недополученную прибыль при поставках нефтепродуктов на внутренний рынок — по сравнению с более выгодной продажей на экспорт. Если экспортные цены оказываются ниже определенного уровня, то уже сами компании доплачивают в бюджет разницу.
Что произошло с нефтью WTI?
В историческом падении WTI сошлись несколько факторов. По всему миру из-за пандемии CОVID-19 и вызванного им глобального экономического кризиса упал спрос на топливо — люди попросту стали меньше пользоваться транспортом. На это наложился мартовский провал сделки ОПЕК+ о сокращении добычи нефти. В результате хранилища по всему миру оказались забиты невостребованной нефтью. Экспортные мощности не позволяли избавиться от излишков, да и покупателей практически нет.
Накануне наступил момент, когда трейдеры в последний момент начали избавляться от истекающих 21 апреля майских фьючерсов (долговых контрактов) на поставки нефти WTI. В итоге нефть WTI потеряла в цене около 300%. Директор московского нефтегазового центра EY Денис Борисов в беседе с The Bell добавил, что помимо фундаментальных факторов, сказавшихся на обесценивании нефти, есть и спекулятивный.
WTI является одним из двух основных сортов нефти в мире, наряду с маркой Brent в Европе, и считается эталоном, от цены которого отталкиваются компании по всему миру. Есть еще российский сорт нефти Urals, но ее фьючерсы фактически не торгуются на бирже, а цена поставок Urals рассчитывается, исходя из котировок Brent. Цена барреля Urals с поставкой «прямо сейчас» — $15,81.
В случае с Brent торги майскими фьючерсами закончились ранее, поэтому никакого ажиотажа на европейское топливо не было. Июньские фьючерсы на WTI после более скромного падения накануне остаются выше $20, нефть Brent стоит около $26 за баррель. Цены на майские фьючерсы на нефть марки WTI 21 апреля поднялись почти до $1,5 за баррель. При этом трейдеры предупреждают, что июньские фьючерсы на WTI вскоре также могут оказаться под давлением.
Что будет дальше?
В эфире американского телеканала CNBC ряд экспертов озвучили прогнозы, что в ближайшем будущем повторения обрушения цен на нефть не стоит ожидать. Главным образом из-за того, что постепенно из-за улучшения эпидемиологической обстановки все больше стран будут снимать связанные с коронавирусом карантинные и другие ограничительные меры. Как следствие — будет восстанавливаться производство, а значит, и расти спрос на топливо. Кроме того, остается надежда на то, что страны ОПЕК+ окончательно договорятся между собой по добыче нефти. Ожидается, что летом цены на нефть будут колебаться на уровне 20–30 долларов за баррель.
znak.com