Александр Петрович Афанасьев – бывший офицер. Хотя, говорят, офицеров бывших не бывает: для него и сегодня слово «честь» – превыше прочих. И право называться ветераном боевых действий он отстаивает не столько ради льгот и дополнительных выплат, сколько во имя справедливости и порядка, которых в нашей стране, увы, остается все меньше.

Незримое присутствие

Военно-морской флот России – особое соединение. И задачи во все времена на него возлагались особые. Нередко случалось, что сведения о них хранились под грифом «Совершенно секретно».
О том, что корабли ВМФ присутствовали в конце 70-х годов прошлого столетия у берегов Анголы, где тогда шла гражданская война, открыто не говорилось. Официально СССР в боевых действиях в этой стране не участвовал. И экипаж штурмового корабля «Настойчивый», если верить документам, находился в это время в спецкомандировке, а вовсе не принимал участие в боевых действиях.
Упоминается, правда, что с осени 1977-го по весну 1978-го эсминец заходил в порт Луанда. Но для непосвященных это – ни о чем. И только те, кому довелось побывать там в эти годы знают – советские солдаты и офицеры реально рисковали там своей жизнью. Косвенное подтверждение тому – генералу армии Сергею Соколову, бывшему в те годы замминистра обороны, после краткосрочной командировки в Анголу присвоили звание маршала Советского Союза. Александру Афанасьеву, который вместе со своими подчиненными обеспечивал охрану высокого военачальника, после возвращения на Родину вручили медаль «За безупречную службу в Вооруженных силах СССР» III степени, да внести запись в военный билет о том, что он является участником дальнего похода при войсковой части 69077. А в 2013-м – медалью «За оказание интернациональной помощи Анголе».

Жизнь как награда

– Тогда главной наградой для нас было то, что мы вернулись из спецкомандировки живыми, а кому очень повезло – еще и не искалеченными, – говорит Афанасьев.
Уже значительно позже, выйдя на пенсию, поселившись в родных Озерках и подружившись с Интернетом, он нашел во Всемирной паутине своих сослуживцев и узнал, что некоторые из них приобрели статус воинов-интернационалистов.
– Я тогда подумал: хутор Озерки – тоже ведь Россия, а без штурмана корабль не выполнил бы своего боевого предназначения в далекой африканской стране, – делится Александр Петрович. – Значит, и я должен стоять в одном строю с остальными воинами-интернационалистами с «Настойчивого». Обратился, как положено по приказу, в военкомат – на тот момент уже присваивали статус ветеранов боевых действий. Но мне там отказали. Сказали – отсутствуют подтверждающие документы.
Из архивов, куда Афанасьев разослал запросы, приходили, порой, ошеломляющие ответы. Так, в одном из них сказано, что эсминца «Настойчивый» в составе ВМФ никогда не было. На удачу офицеру удалось найти «Перечень кораблей ВМФ, личный состав которых принимал участие в боевых действиях в Анголе». «Настойчивый» был вписан в него под первым номером. Но для бюрократов это отнюдь не стало доказательством того, что капитан 3-го ранга штурман А. П. Афанасьев находился на боевой службе.
Доказать свою правоту для Александра Петровича стало делом принципа. И он подал иск в Иловлинский районный суд.

Сослуживцы-свидетели

Поскольку документального подтверждения того, что Афанасьев принимал участие в боевых действиях, ему добыть не удалось, основным доказательством в суде стали показания свидетелей-сослуживцев. Они подтвердили, что командир штурманской части А. П. Афанасьев был в составе экипажа эскадренного миноносца «Настойчивый». Что корабль находился в конце 1997-го – начале 1998-го в порту Луанда Народной республики Ангола, в которой велись боевые действия. Что сам Афанасьев в указанный период принимал непосредственное участие в боевых действиях – по уничтожению диверсантов. Что Афанасьев, как командир взвода моряков, был отправлен с оружием для охраны первого замминистра Соколова.
Выслушав их слова, суд пришел к выводу – государство отправило военнослужащего ВМФ СССР Афанасьева в другое государство – Анголу, в качестве члена экипажа эскадренного миноносца «Настойчивый». И он, действительно, принимал участие в боевых действиях при прохождении воинской службы в этом государстве с 06.12.1977 по 13.01.1978. А потому имеет право на получение удостоверения «Ветеран боевых действий».
В комиссии ЮВО по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений не смирились с победой экс-штурмана. И обратились в апелляционную инстанцию Волгоградского облсуда. Однако здесь в июне 2014 года решение Иловлинского райсуда оставили в силе.

Новая редакция

Казалось бы, в истории можно было поставить точку. Но нет – комиссия Южного военного округа не оставила надежды отнять у воина удостоверение. И добилась отмены решения судов. Оказывается, по новой редакции федерального закона «О ветеранах», принятой депутатами Государственной думы, показания сослуживцев не могут быть признаны достаточными доказательствами. Ими являются только документальные свидетельства, которых в данном случае – кот наплакал. Ведь государство, защищая свою репутацию в глазах мирового сообщества и скрывая свое участие в ангольских событиях, не позаботилось о тех, кто защищал интересы нашей страны далеко за ее рубежами.
Известно – изменения в законы слетают с депутатских рук как лепестки с ромашек. И народных избранников, увы, не смущает тот факт, что, по логике вещей, вновь принятые акты не должны ухудшать положение россиян, которые прежде уже получили какие-либо льготы.
Удивляет другое – почему те, кого в военные времена называют «тыловыми крысами», с таким отчаянным упорством, достойным куда лучшего применения, покушаются на достоинство и честь боевого офицера, которых у них самих никогда не будет.

P. S.: В настоящее время к решению вопросов по восстановлению прав, чести и достоинства офицера Афанасьева А.П. подключились общественные организации, в том числе, «Ветераны Военно-Морского флота Волгограда», комитет по защите прав военнослужащих и другие. На обращение ветеранов ВМФ Волгограда в военную прокуратуру Санкт-Петербургского гарнизона поступил ответ: «Доводы, изложенные в вашем обращении, нашли свое подтверждение… В связи с изложенным, начальнику Центрального архива Минобороны РФ внесено представление об устранении нарушений закона».
Продолжение следует.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here