Книга «Беглец» размещена сегодня на многих популярных сайтах, предлагающих вниманию читателей литературные новинки. Написал ее широко известный в Волгограде в конце 90-х и начале 2000-х Алексей Торубаров. В свое время этот ресторатор создал в нашем городе ряд популярнейших заведений, среди которых –«Бочка», «Техас» и «Лабамба», fashion-кафе «Вельвет» и «Япона-папа», ресторан кавказской кухни «Мимино» и «Водка-бар СССР».
Позже его обвинили в том, что он «кинул» своих компаньонов, присвоив 900 тысяч долларов. Торубарова объявили в международный розыск, и в 2013 году задержали в Чехии. Ресторатора экстрадировали в Россию. Находясь в Волгограде под подпиской о невыезде, он встретился с корреспондентом ИНТЕРа и изложил свою версию событий. Тогда эта история не была опубликована – Торубаров бежал за пределы страны и попросил политического убежища в Венгрии.
Сегодня он живет в Праге, страсти по ресторатору утихли. Свою историю он изложил в книге «Беглец». Мы предлагаем вниманию ту, что он рассказал в 2013 году.
Ресторатор Алексей Торубаров: «Судьба маленького человека в Чехии произвела фурор, а в России она никого не интересует»
Информация об экстрадиции из Чехии волгоградского предпринимателя Алексея Торубарова в России прошла почти незамеченной. Между тем в Чехии по этому поводу продолжают бушевать страсти. Напомним: распоряжение о выдаче российским властям объявленного в международный розыск Торубарова подписал бывший министр юстиции. В ответ бывший министр финансов страны приказал блокировать российский самолет, на борту которого находился известный бизнесмен. Теперь он предстанет за это перед судом. «ИНТЕР» стал первым изданием, с корреспондентом которого встретился Алексей Торубаров, когда его выпустили из-под ареста.
Из борцов с рейдерством – в мошенники
Для начала напомним из-за чего, собственно, разгорелся весь сыр-бор.
Александр Торубаров стал известен в Волгограде в начале 2000-х годов, когда его уникальные проекты перевернули представление жителей областного центра о ресторанном бизнесе. Не все, конечно, знали его имя, но созданные им «Бочка», «Техас» и «Лабамба», fashion-кафе «Вельвет» и «Япона-папа», ресторан кавказской кухни «Мимино» и «Водка-бар СССР» знакомы большинству волгоградцев.
Популярности ресторатору добавил золотой знак «Поступок года-2008», который ему вручила волгоградская общественная предпринимательская организация «Деловая Россия». Символ признательности и уважения членов организации Торубаров получил за самоотверженную борьбу с рейдерами в погонах. И вдруг чуть более года спустя предпринимателя самого объявляют мошенником.
В прессе «показания» против бизнесмена давал предприниматель Артур Левченко. Он утверждал, что Торубаров обманул своих партнеров, вложивших средства в развитие ресторанов. Обещал им хорошую прибыль, а на деле практически разорил.
– Это было гражданско-правовое дело, – говорит сегодня Алексей Торубаров. – И весь цинизм ситуации в том, что об этом всем известно. Спор между мною и моими партнерами разбирался в арбитражном суде. Некоторые процессы я выиграл, некоторые проиграл. И неожиданно год спустя после того как они вступили в законную силу в отношении меня по этим же основаниям возбуждают уголовное дело.
Просчет или «подстава»?
Предпринимательская общественность разделилась тогда на два лагеря. Одни говорили, что Торубарова подкосил кризис, и он не смог расплатиться с многочисленными кредитами, которые брал на развитие бизнеса. Другие винили в его неудачах бывшего сотрудника УФСБ по Волгоградской области Андрея Чуманова и депутата Волгоградской гордумы Евгения Глазкова.
Офицер и депутат стали посредниками при покупке Торубаровым одного из муниципальных помещений, выставленных на торги. Как писала тогда пресса, к капитану УФСБ бизнесмена направил один из высокопоставленных городских чиновников, который остался в тени. Через этого офицера предприниматель должен был передать определенную сумму (по слухам 20-25 млн руб.), обеспечивающую ему победу в аукционе. Однако ни обещанных ему помещений, ни денег Торубаров так и не увидел. Между тем он уже вложил в помещение, где планировал разместить ресторан, значительные средства.
Бизнесмен потребовал вернуть «задаток». Но Чуманов не отвечал на звонки и избегал встреч. А затем, по словам Алексея Торубарова, ему начали угрожать, намекая, что, если он не прекратит настаивать на возвращении денег, дело кончится для него весьма печально.
Два следствия
Бизнесмен обратился в региональное УФСБ. Чуманов якобы в ответ написал заявление в ГУ МВД по ЮФО, утверждая, что Торубаров вымогает у него 10 млн руб.
Местное ГУ МВД возбудило уголовное дело в отношении Торубарова. Военная прокуратура ЮФО – в отношении Чуманова. Его подозревали в «крышевании» ресторатора, которого он «подставил» на деньги. Глазков был привлечен по делу как посредник.
Предприниматели тогда открыто подтверждали: это – не единичный случай. Некоторые сотрудники силовых структур и чиновники, случается, «кидают» людей на несколько сот тысяч, миллионы рублей.
Руководитель военно-следственного отдела СК при прокуратуре РФ по Волгоградскому гарнизону Алексей Пороховой с полной уверенностью говорил, что информация, изложенная в обращении Торубарова, полностью подтвердилась. В свою очередь руководитель по борьбе с экономическими преступлениями СУ СК при прокуратуре РФ Александр Ким подтверждал, что Евгений Глазков и его сообщник обманным путем склонили Торубарова к передаче им денежных средств за победу в торгах.
С тех пор прошло пять лет. Однако приговор по делу Чуманова и Глазкова до сих пор не вынесен.
«Я был свободным человеком»
– Когда в отношении меня было возбуждено уголовное дело, меру пресечения мне не назначили: я оставался свободным человеком, – вспоминает Алексей Торубаров. – Беспрепятственно передвигался и по России, и за рубежом. Особенно часто бывал в Чехии, где в то время жила мама моего сына. И когда с ним случилась беда: его прямо в глаз укусила собака – я отвез его в Прагу. А уже там узнал, что меня объявили в международный розыск так как я скрываюсь от следствия. На самом деле никаких следственных действий на тот момент не проводилось, повесток я не получал. Кроме того, мой пражский адрес был известен, мне доставляли корреспонденцию. Мой адвокат, оценив ситуацию, посоветовал мне пока не возвращаться в Россию.
Несколько лет Торубаров жил за границей.
– Российские правоохранители обратились к австрийским властям с тем, чтобы меня экстрадировали на родину, – поясняет Алексей Николаевич. – Я предоставил австрийскому суду те же документальные доказательства своей невиновности, что и волгоградским следователям. И суд не нашел оснований передавать меня в их руки.
Позже Торубаров запросил политического убежища в этой стране.
– Но существует международный регламент, подразумевающий, что просить политического убежища человек может только в той стране, которая предоставила ему въездную визу, – уточняет ресторатор. – В моем случае это была Чехия. Туда я и отправился.
Чистый детектив
В Чехии Алексей Торубаров обратился к местным властям и подал документы на получение убежища в этой стране.
– Но чешские правоохранители меня арестовали, – продолжает он. – А позже бывший министр юстиции подписал распоряжение о выдаче меня российским правоохранителям.
Дальше события развивались, как в детективной киноленте. Торубаров уже находился в самолете, готовящемся вылететь в Россию, когда чешская общественность выступила против его экстрадиции. Поступок министра, нарушившего права волгоградского предпринимателя, осудили его коллеги: ведь, согласно международным правовым нормам, человек, попросивший убежища и не получивший на тот момент отказ, не мог быть экстрадирован. Министр финансов распорядился, чтобы на взлетную полосу выкатили бензовоз, который преградил бы путь самолету. И потребовал отпустить бизнесмена. Однако представители российской стороны заявили, что предприниматель находится на территории России и ни о какой его выдаче речи быть не может.
– К тому времени, как Алексея Николаевича доставили в Волгоград, он в общей сумме 17 месяцев незаконно находился под арестом в связи с экстрадицией, – уточняет адвокат Эдуард Исецкий. – И после этого, в июле следствие вышло в суд с вопросом о продлении срока содержания под стражей до 3-х месяцев. «Театр абсурда», да и только! Суд, подсчитав сроки, в течение которых Торубаров содержался в СИЗО, отказал в ходатайстве следствия. И мой подзащитный наконец-то оказался на свободе. Однако за нарушение его прав никто не наказан.
* * *
Алексей Торубаров уверен, что сумеет доказать свою невиновность, так как преследуют его не за преступления, а за гражданский конфликт с партнерами.
– Но что меня удивило, так это реакция чешской общественности и чешских властей на мою экстрадицию, – говорит он. – Судьба одного маленького человека произвела там фурор, из-за меня «сцепился» весь кабинет министров. В России же на сотни моих мои жалоб, направленные в адрес генпрокурора и президента страны и другие ведомства, приходили отписки которые спускались тем, на кого я жаловался…
Галина Гунькина