Четыре года назад выполнение федеральной программы переселения из аварийного жилья в Волгоградской области оказалось под угрозой срыва, финансирование строительства было приостановлено. Но, как сообщили СМИ со слов вице-губернатора Валентины Гречины, вмешался губернатор Андрей Иванович Бочаров – и «за три года региональной власти удалось не только выправить положение, но и выйти в передовики среди других субъектов РФ». Торжественный финал: «14 октября 336 жителей Калача, проживавших в аварийных домах, получили ключи от новых квартир. Четыре трехэтажных дома выросли буквально за полгода…» Со слезами на глазах перед теле- и фотокамерами женщина благодарила за счастье переселиться из барака в благоустроенную квартиру. Только вот письма потенциальных новоселов, не разделявших этой радости и пытавшихся обратить внимание губернатора и прочих причастных к этому официальных лиц на качество строительства (к письмам прилагались фотографии), – остались за кадром.
Новое жилье – потенциально аварийное
«Возведенное строение своими конструктивными особенностями, вопиющими недоделками и, извините, халтурой вызывает не радость от переселения в новые квартиры, а объективное нежелание переезжать в это сооружение, качество которого при визуальном осмотре ничем не превосходит качественные параметры домов, из которых нас собираются переселить, — пишут жители аварийных домов. — Улица беспрепятственно переходит в подъезд. Ввиду отсутствия возвышающегося порога прошедшие дожди образовали лужи прямо в подъездах. Дожди, стекавшие через громоздящуюся высоко от земли водосточную трубу, в некоторых местах уже успели смыть слой штукатурки и оголить технологическую сетку. При выпадении осадков или таянии снега в подъезде скапливается вода, в техподполье она течет ручьем по порожкам лестницы, попадая в блоки фундамента, а затем в стены жилого дома. Все это будет способствовать быстрому разрушению конструкций стен и появлению грибка».
Как отмечают сами жители, дом еще не заселен, а мощение подхода из тротуарной плитки в нескольких местах уже просело, а то и вовсе провалилось. «Это вызывает реальную тревогу, что разрушение покрытия может пойти по всей площади мощения, — говорится в обращении. — Цоколь и само здание оштукатурены некачественно, имеются разрушения слоя. Балконные плиты имеют множественные повреждения и сколы с оголением арматуры. Наружные входные двери прогибаются от небольшого прикосновения к ним».
С течением времени количество замечаний по поводу некачественно выполненных работ растет, все усугубляется. Несмотря на это, жильцам аварийных домов настойчиво предлагают переселяться. «Мы не являемся противниками программы по переселению, а настаиваем на том, что реализация этой программы подразумевает улучшение жилищных условий граждан, а не переселение в «новое аварийное жилье», — отмечают жители Калача-на-Дону. ъ
На собрании, которое проводилось по данному вопросу, люди спрашивали, почему власти не контролировали ход строительства.
— Я видел, говорил строителям, — оправдывался специалист районной администрации Петр Турченков. – Они все равно делали неправильно. А я что – должен под каток ложиться?
Не желающих переселяться предупреждают, что их выселят по решению суда: получите компенсацию по остаточной стоимости ваших квартир и вовсе останетесь без жилья.
И вдруг как снег на голову (администрации) грянуло решение саратовского суда.
Не соответствует действительности
Пока люди тщетно взывали к областным и местным властям, собственница одной из квартир, уроженка Калача-на-Дону, ныне проживающая в Саратове, Ольга Славгородская обратилась в саратовский суд. В своем иске к администрации Калачевского городского поселения женщина требовала признать незаконным заключения межведомственной комиссии о признании домов аварийными и включения жилого дома по ул. Маяковского, 4 в перечень домов, признанных аварийными. Суд, изучив документы, выяснил, что дома были признаны аварийными на основе визуального осмотра – «фактическое состояние дома не проверялось, инструментальный контроль не проводился. Межведомственная комиссия в течение одного рабочего дня провела обследование и составила заключения по 38-ми многоквартирным домам, расположенным в различных частях города на расстоянии 4 км, что не может соответствовать действительности. Собственники жилых помещений не были привлечены к работе межведомственной комиссии с правом совещательного голоса и не уведомлялись о времени и месте заседания комиссии», а также о ее решениях.
Из заключения межведомственной комиссии следует, что износ конструкций дома составляет более 70%, а в техническом паспорте на квартиру, выданном в феврале 2006 года, он составляет 49%. Кроме того, в доме, признанном в 2006 году аварийным, в 2009 году была осуществлена газификация…». То есть получается, газ проводили в дом, который три года назад посчитали непригодным для проживания. Как такое возможно?
В связи с этим суд вынес решение: «Признать незаконным заключение межведомственной комиссии от 20 декабря 2006 года и распоряжение главы администрации от 27 декабря 2006 года о признании жилого помещения по адресу ул. Маяковского, дом 4 непригодным для постоянного проживания и включении в список аварийных домов».
Такой же вывод может быть сделан по другим «баракам», что ставит под сомнение многое в выполнении калачевского блока программы переселения из аварийного жилья. В том числе законность расходования выделенных на нее бюджетных средств. Этого калачевские власти при поддержке областной постараются не допустить. Городская администрация подала апелляцию.
Что дальше? Заново заселить признанное аварийным жилье нельзя. Допустить превращение опустевших домов в центре города в развалины тоже. Реальный выход – распродать их (естественно, по дешевке) частным лицам. Те, подшаманив, переведут их в жилой фонд. И – будут продавать. Или – сдавать. В Калаче предполагают, что для этого и была разыграна комбинация.
Калачевские «ветхие бараки»
Заключением межведомственной комиссии и распоряжением главы городской администрации в декабре 2006 года они признаны аварийными (непригодными для постоянного проживания). В 2009/2010 годах их газифицировали. В 2012/2013-м обложили кирпичом, заменили кровли, сделали отмостки, отремонтировали подъезды, заменив электропроводку. И – включили в программу переселения из аварийного жилья.
Информация об этом просачивалась в массы. Жильцы признанных аварийными домов коллективно и порознь обращались за разъяснениями. Глава городской администрации Владимир Кришталь успокаивал: выселения не будет. Жильцы, выловив в Интернете информацию, что аварийные дома не подлежат капитальному ремонту, успокоившись, принялись за ремонты квартир. Кстати, взятые на это кредиты еще не выплачены.
Многие потенциальные новоселы предпочли бы остаться в своих «бараках».
— Я, — объясняет Андрей Матюсин, — когда делал в квартире ремонт, полы вскрывал: брус словно вчера положили. Он еще сто лет простоит. А что будет с новыми домами? Качество строительства такое, что, может статься, через два-три года придется признавать их аварийными.
-Посмотрите: открывая дверь своей квартиры, я полностью блокирую дверь соседей, — жалуется одна из жительниц. — А они, открывая свою, блокируют мою. Как могли такое допустить? А если у двери окажется ребенок или, не дай Бог, пожар?
— Строителей мы знаем, — объясняют новоселы, — наши ребята, они не профессионалы. А в комиссии, принимавшей дом и не заметившей массу «несостыковок», — кто? Долго ли выдержат очень гигроскопичные газобетонные блоки потоки воды, смывающей с них тонкий слой штукатурки?..
Раиса Мотузова