То ли гражданам запал в душу волнительный тезис о «крупнейшей геополитической катастрофе XX века», то ли не по нраву им наше светлое настоящее, но целых 58% респондентов недавно признались «Левада-центру», что сожалеют о развале «союза нерушимого республик свободных». Причем доля печальников достигла максимума с 2009 года.
Оказывается, народ жутко расстроен тем, что «разрушена единая экономическая система», «люди потеряли чувство принадлежности к великой державе», «утрачено чувство, что ты повсюду как дома» и т. д. и т. п.
Несказанному горю, когда в чужом монастыре твой устав больше не катит, можно и нужно посочувствовать. Но дело не только в великодержавных наклонностях широких масс. Несколько лет назад та же социологическая контора задала два вопроса: «Какая политическая система кажется вам лучшей: советская, нынешняя или демократия по образцу западных стран?» и «Какая экономическая система кажется вам более правильной: та, которая основана на государственном планировании и распределении, или та, в основе которой лежат частная собственность и рыночные отношения?» И опрошенные с подавляющим перевесом выбрали Страну Советов и ее планово-распределительные радости.
Такого количества поклонников Госплана и уравниловки даже в «лихие 90-е» не наблюдалось. Советские сбережения граждан разом накрылись, грошовые пенсии и те задерживались, зарплату рабочему человеку олигархи проклятые вообще не платили, а желающих вернуться в светлое прошлое, чтобы отнять и поделить, было почему-то гораздо меньше. Такая вот странная политэкономия.
Добавим, год назад ВЦИОМ выяснил: более половины россиян жаждут объединения постсоветского пространства в новый союз. Интересно, что из тех, кому за 60, сторонников собирания земель нерусских обратно оказалось свыше 65% – будто не они в конце 80-х вопили, что Россия все остальные республики кормит, и мечтали об избавлении от постылой обузы. Еще интереснее, что среди молодежи от 18 до 24 лет великодержавников обнаружилось тоже немало – аж 44%. А ведь это племя молодое, но до боли знакомое вообще не жило в Союзе, то есть реально сравнить настоящее с прошлым заведомо не может. Видимо, старшие товарищи очень настойчиво внушали младшим: советское – значит отличное.
Поневоле вспомнишь анекдот эпохи расцвета застоя. Школьная училка рассказывает на уроке, какая прекрасная страна Советский Союз, как в ней хорошо и большим и детям, как с каждым днем все радостнее жить. Вдруг раздаются детские рыдания: «Хочу в Советский Союз!»
Говорят, ностальгия по советской модели усугубляется на фоне кризисных ситуаций. На первый взгляд, так и есть: в предкризисном 2008-м адептов Совка было всего 24%. Однако цунами всемирного облома по официальной версии вроде только слегка омочило родной островок стабильности. Над вражескими санкциями наши «Искандеры» вообще уже оборжались, а «Тополь» их ничуть не боится. Поэтому не очень понятно, с какого перепугу доля тоскующих по советской власти перманентно растет, как и число фанатов Иосифа Виссарионовича. И с чего бы это даже гуманитарную помощь Крыму из Волгограда отправляли под лозунгом «За Родину, за Сталина!».
Впрочем, если граждане так алчут великой державы и твердой руки, надо бы как-то удовлетворить их потребность. Хорошо бы подобные опросы проводились не анонимно, а с указанием Ф.И.О. Высказался за то, чтобы повернуть колесо истории вспять, – изволь, специально для тебя компетентные органы повернут по максимуму. Стариков, конечно, трогать не нужно, а вот юношу, уже обдумавшего житие, стоит пригласить на беседу. И лампу в лицо: «Тебе, значит, эсэсэсэр подавай? В сегодняшней России тебе не нравится? А в Сети тусить и безнаказанно хрень всякую писать – нравится? А забугорные гаджеты, тачки и шмотье нравятся? А халява all inclusive на море натовском нравится? В глаза смотреть! Отвечать на вопросы! На кого работаешь, гнида?..»
Думается, при таком подходе ряды приверженцев светлого прошлого значительно поредеют.
Богдан Теслович
Фото mediasole.ru