В день, когда президент страны встречался с журналистами, в Волгограде произошло другое событие. Во всероссийском масштабе рангом пониже, но для пенсионеров региона в чем-то не менее важное. Повестка III пленума областного Совета ветеранов была обозначена так: «Об участии Советов ветеранов в обеспечении безопасности и благополучия пожилого человека».
В прессе о событии сообщалось коротко, перечислялись, в основном, имена «официальных» выступающих. ИНТЕР же заинтересовало выступление, о котором в СМИ не упоминалось – председателя комиссии по вопросам защиты интересов ветеранов ВОСВ Владимира Кудрявцева.
– Я скажу о проблеме благополучия старших поколений. Благополучие – понятие далеко не абстрактное: оно закреплено в Конституции РФ и ФЗ «О ветеранах» словами «социальное государство» и «достойная жизнь». Реально под этими словами подразумевается в первую очередь материальная обеспеченность, достаток и как следствие их наличия – жизнь в удовольствие, без неудач и потрясений. Однако сегодня только 19% опрошенных россиян гордятся социальными успехами.
Ныне соцпомощь отдана на откуп местным властям. Но региональные законы как и региональные возможности не отвечают требованиям времени. Яркий пример тому – Социальный кодекс Волгоградской области, которому 1,5 года.
В стране и регионе более 15% населения живут за чертой бедности (у нас это более 380 тысяч человек!), а кодекс настойчиво внедряет понятие «нуждаемость», оттесняя через него значительную долю населения в среду нищеты, отсекая от государственной поддержки.
Две статьи Социального кодекса наиболее остро затронули ветеранов. Это ст. 28, по которой почти 60% «Ветеранов труда Волгоградской области» лишены ежемесячной денежной выплаты в размере 558 рублей. И ст. 49, по которой обеспечение льготными проездными билетами на транспорте уменьшилось в 5,2 раза (это данные областной контрольно-счётной палаты).
Народ у нас понимающий и терпеливый, кредит доверия населения власти ещё не исчерпан, но ветеранам трудно усвоить, зачем пренебрегают ранее признанными их трудовыми заслугами, почему решают текущие финансовые проблемы за счёт пенсионеров, которые уже в силу возраста не способны подработать или как-то ещё улучшить своё благосостояние.
Кстати сказать, ещё одно подтверждение абсурдности притеснения интересов именно ветеранов пришло в дни, когда мы выбирали тему настоящего Пленума. Опубликовано: объем поступлений в консолидированный бюджет России от налогоплательщиков Волгоградской области за 10 месяцев текущего года составил 131,4 млрд рублей, что на 23,8 млрд рублей или в 2,2 раза больше аналогичного периода 2016 года (сообщили в УФНС России по Волгоградской области). А доходы региона за 11 месяцев нынешнего года на 4% больше по сравнению с прошлым годом.
То есть, не было острой необходимости отнимать по кодексу, снижать жизненный уровень пожилых людей и этим ещё и усугублять общеэкономическую проблему снижения потребительского спроса.
От Социального кодекса пострадали не только бедняки, но и репутация власти: ранее ветеранам дали Почётное звание Ветерана, а по кодексу его отняли у большинства, причём, давали, оценивая индивидуально, а отняли «чохом». Обида людей чётко просматривается по снижению явки на выборы, хотя ветераны всегда были наиболее надёжным электоратом. Напомню, что эмоции руководят людьми сильнее, чем мысли.
Что делать? Отменять Социальный кодекс – нецелесообразно, так как придётся вернуть то, что по нему отняли, да ещё с процентами, власть погрязнет в судебных тяжбах.
Путь один: отказаться от жёстких рамок принципа «нуждаемости», поняв, что в регионе нет богатых пенсионеров, да и не бывает таковых в стране – средняя трудовая пенсия в регионе 11 600 руб., что ниже среднероссийской и ниже рекомендаций МОТ (40% заработка), даже военным пенсионерам недодают как минимум 25%, что установил Конституционный Суд РФ.
Кроме того, низкие трудовые пенсии отражают и подчёркивают последствия низкого уровня зарплат. В Европе социальные расходы (медицина, образование, соцподдержка) составляют 25-30% ВВП, а в России только 12%. А наша область находится на 60-ом месте среди субъектов Федерации по уровню зарплат.
А вообще-то я уже более года выдвигаю идею о необходимости принятия областной программы преодоления бедности.
Это необходимо, так как обеднение проявляется не только через уровень пенсионного обеспечения, но и через цены и падение покупательной способности, рост тарифов ЖКУ и через другие факторы, которые специалисты и должны проанализировать и отрегулировать названной программой.
Необходимо пробудить застывшую ныне покупательскую активность пенсионеров. Это касается и социального обслуживания, которое начало падение раньше принятия кодекса.
Упование власти на снижение инфляции пока не проявило своего положительного воздействия на благосостояние.
Индексация по малой инфляции фактически консервирует сегодняшний низкий уровень зарплат, пенсий и соцвыплат, что ведет к дальнейшему обеднению многих слоёв населения, в том числе работающих. Я видел пенсионеров, которые в голос плакали от обиды, когда им прибавили 14 руб.
Пенсионеры должны не только доживать, но и покупать, тратить, иметь средства на обслуживание – то есть быть активным сектором развития потребительского спроса.
К сожалению, во властных структурах боятся, избегают этого слова – «бедность» – хотя Президент Путин откровенно признал: «Порог бедности в России стал хуже, чем планировали власти…». Это цитата, и он увязал дальнейшее развитие экономики, в частности, с расширением внутреннего спроса, увеличением потребления.
«Деньги есть!» – сказал недавно премьер Медведев впервые после своей знаменитой фразы «Денег нет, но вы держитесь…», обращённой к пенсионерам год назад.
Вот об этом – как направить начавшееся оздоровление экономики на повышение доходов и благополучия пожилых людей – и следует задуматься депутатам и финансистам в нашем регионе.
А Советам ветеранов – поддерживать внимание властей всех уровней к данной проблеме. Что касается лично меня, то я продолжу правовое консультирование и содействие защите ветеранов.