В конце октября в редакцию ИНТЕРа как в последнюю инстанцию обратилась жительница поселка Металлургов Софья Вениаминовна Белова. Со слезами в голосе пенсионерка жаловалась – жители той части Волгограда, что здесь по старой памяти называют Большой Францией, до сих пор не могут дождаться тепла. Жители поселка мерзли до ноября.
Половинные услуги
– Проблема, увы, не нова, – подтвердил Петр Таращенко, местный житель, отстаивающий интересы поселка во всех инстанциях. – Последние три года в начале отопительного сезона мы стучимся во все властные двери, начиная с администрации и прокуратуры Краснооктябрьского района. Но каждый раз тепло в наши дома приходит с большим опозданием. И назвать это «теплом» можно лишь с большой натяжкой: всю прошлую зиму в домах было 12-15 градусов.
В нынешнем году батареи оставались холодными весь октябрь.
– Хотя платежные документы от ООО «Концессии теплоснабжения» мы получаем исправно, – говорит Татьяна Голембевская. – И суммы в них обозначены немалые – 5-6 тысяч рублей в месяц. Мы, как законопослушные граждане, их оплачиваем. Но услугу или не получаем вовсе, как в минувшем октябре, или получаем не в полном объеме – последние годы зимой мы в своих квартирах просто замерзаем. Возможно, потому, что трубы, переданные «Концессиям», не везде укутаны в теплоизоляцию, и до нас доходит в лучшем случае половина того тепла, которое подает котельная завода.
Чужая ноша
Жители рассказали: поселок по соседству с заводом появился задолго до того, как металлургическое предприятие получило название «Красный Октябрь». Дата его рождения – ноябрь 1898 года, когда была пущена первая мартеновская печь. Завод был учрежден французскими акционерами. Поселок рядом с ним назывался Французским и делился на две части. В Большой Франции жили служащие завода и начальство. В Малой – специалисты.
Полностью разрушенный в Отечественную войну поселок был восстановлен. И хотя официально стал называться поселком Металлургов, сохранил деление на Большую и Малую Франции. Руководство завода имело здесь квартиры и заботилось о состоянии всего поселка. Только с приходом «новых русских» собственников положение дел изменилось. Трудно сказать, почему они не нашли взаимопонимания с властями и почему вдруг котельной завода стало невыгодно отапливать поселок. Пострадали, как водится, обычные люди.
Архитектурное беспамятство
Долгожители Большой Франции вспоминают: в прошлом веке зимой в их домах было теплее, чем летом. Дворники сметали с дорожек опадавшую листву, трактором расчищали заснеженные дороги. Большая Франция, расположенная неподалеку от Волги, всегда считалась райским уголком.
Лакомым кусочком, судя по всему, остаются здешние земельные участки и сегодня – недаром рядом с одноэтажными домами, поделенными на несколько квартир, появились элитные коттеджи на одного хозяина.
Только вот жизнь для обитателей поселка давно стала не райской. Кроме проблем с отоплением – масса других. Многие квартиры, которые до сих пор не приватизированы и находятся в собственности мэрии, давно не ремонтировались и обветшали. На пути от бассейна «Искра» к поселку образовалась огромная свалка – она не убирается уже многие годы.
Между тем в 1997 году решением областной думы территории присвоили статус памятника архитектуры.
«Ненужные» люди
– Прежде здесь жили уважаемые люди, – рассказывает Татьяна Голембевская. – Те, кто восстанавливал завод после войны – среди них были лауреаты государственных премий. Интеллигенция – врачи и учителя, которые лечили заводчан и обучали их детей. Сегодня все они стали пенсионерами и, судя по всему, никому не нужными людьми.
Одна из таких «ненужных» людей – ветеран Великой Отечественной войны Екатерина Павловна Воскобойникова – получала к 9 мая поздравительные телеграммы за подписью не кого-нибудь – Президента России Владимира Путина. Не говоря уже о местных депутатах и чиновниках, которые регулярно посещают ее в преддверии Дня Победы.
– Каждому из них мы рассказывали о наших проблемах, – с горечью говорит ее сын. – Но они забывают об этих проблемах, едва завернув за угол.
А Екатерина Павловна вспоминает об этих визитах, кутаясь в шубку у обогревателя.
Вопрос: кто возместит ей расходы на электроэнергию – остается риторическим.
Ежедневные качели
Получить комментарий от руководства «Красного октября» ИНТЕРу не удалось. Телефон в приемной гендиректора отзывался длинными гудками, электронное письмо редакции в пиар-службу предприятия осталось без ответа.
Ответ на запрос ИНТЕРа из пресс-службы администрации Волгограда поступил в минувший четверг, 2 ноября.
«В октябре 2016 года между компанией «Концессии теплоснабжения» и заводом «Красный Октябрь» был заключен договор о поставке энергетических ресурсов в 24 дома поселка Металлург. Поставляемая от котельной завода тепловая энергия регулярно и без задержек оплачивалась ООО «Концессии теплоснабжения». Тем не менее, завод перекрыл задвижку на трубопроводе, осуществляющем подачу тепловой энергии в 22 дома.
С началом старта отопительного сезона коммунальные службы города открыли данную задвижку, чтобы обеспечить горожан теплом, однако руководство завода перекрыло ее обратно. Такие качели происходили практически ежедневно. Изменение положения задвижки приводило к постоянным перебоям в подаче отопления в дома. Подачу тепла удалось возобновить только по решению суда.
Администрацией города совместно с прокуратурой был подан судебный иск в адрес руководства завода с требованием обеспечить подачу теплоснабжения в многоквартирные дома. Суд принял сторону города. Сегодня служба судебных приставов вручила руководителям завода судебное решение, после чего задвижка, препятствующая подаче ресурса в дома, была открыта».
Ваше дело – третье
Прокурор Краснооктябрьского района Дмитрий Цымлов уточнил ИНТЕРу в прокуратуру с жалобой на отсутствие тепла в домах обратились жители поселка Металлургов.
– Мы в свою очередь подготовили гражданский иск в Краснооктябрьский райсуд, – пояснил Дмитрий Иванович. – И в рамках подготовки к процессу настояли на принятии обеспечительных мер – завод был вынужден запустить отопление, чтобы, в частности, не разморозить систему.
Судебное заседание, на котором дело будет рассматриваться по существу, назначено на 23 ноября. Ответчиками в судебном заседании выступят ООО «Концессии теплоснабжения» и ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь». Администрация Волгограда привлечена к делу в качестве третьего лица.
Куда уходят деньги?
Жители поселка также говорят, что все обстоит не так, как рассказывают в мэрии.
Во-первых, тепло за все это время поступило в их дома лишь однажды, ночью.
– По слухам, одного из работников паросилового цеха, от которого запитан наш поселок, удалось уговорить, чтобы он открыл задвижку в свою смену, а утром ее снова закрыли, – делится Виталий Татаренко.
Во-вторых, обитатели Большой Франции сомневаются, что «Концессии» регулярно перечисляют заводу средства, внесенные жителями за отопление.
– Однажды нам удалось связаться с одним из гендиректоров предприятия (они там меняются, как перчатки), – продолжает Виталий Витальевич. – От него мы услышали буквально следующее – кому вы платите, тот пусть вас и отапливает. Получается, концессионер не перечисляет заводу наши деньги?
Мерзли до ноября, а что будет дальше?
Но больше всего жителей волнуют не эти детали, а вопрос: что будет с ними предстоящей зимой и далее.
– Многие из нас были готовы за свой счет установить котлы в своих квартирах и перейти на автономное отопление, – уточняет Петр Таращенко. – Однако газовики отказали нам в такой возможности, сославшись на то, что не хватает мощности газовых линий. Эти доводы вызывают у нас большое сомнение. Тем более что минувшим летом с нами встречался представитель ООО «Концессии теплоснабжения» и говорил – если все без исключения жители поселка проголосуют «за», они с администрацией города найдут возможность установить нам котлы.
Еще один вариант – установить блочно-модульную котельную, которая отапливала бы только дома поселка.
– Выход можно и нужно было найти три года назад, когда впервые возникла проблема с котельной завода, – продолжает Петр Петрович. – Однако мы, жители поселка, до сих пор остаемся заложниками ситуации, а решения все нет и нет.
* * *
Как сообщили на днях некоторые СМИ региона со ссылкой на ООО «Концессии теплоснабжения», жителям поселка Металлургов, которые оставались в октябре без тепла, сделают перерасчет и вернут уплаченные за этот период средства. Однако на сайте компании об этом не сообщается.
Между тем без тепла в начале ноября оставались не только соседи «Красного октября». Так, на холодные батареи пожаловалась в редакцию наша читательница, жительница дома №6 по ул. Николаевской в Красноармейском районе Волгограда. До сих пор не отапливается и здание, в котором расположена редакция ИНТЕРа.
В мэрии на многочисленные вопросы твердят – все без исключения котельные в Волгограде запущены. Однако это вовсе не означает, что тепло дошло до потребителей.
Фото автора