Когда Роман Аринушкин взял в аренду давно заброшенную землю на окраине Терсы, окружающие, прикидывая, сколько денег и времени понадобится, чтобы, выкорчевав деревья и кустарники, привести ее в порядок, не верили, что у новоиспеченного фермера что-то получится. Александр Алексеевич Носов (он был главой района) поверил – поддержал. А главное, жена, Наталья, верила.
Времени понадобилось – три года. Денег ушло немало – пришлось продать квартиру, машину, влезть в долги.
Урожаи показали: получилось! Сейчас там впору проводить семинары по культуре земледелия.
Роман да Наталья
…В августе Денису Аринушкину исполнится три года. Он уже работает: с дедом на «Газоне» возит зерно. Просится на комбайн. Пока ему позволяют только немного посидеть в кабине. Зато дома он вовсю рулит трактором, машинами, погрузчиками. На днях, стали его звать. «Я, – откликнулся, — на бульдозиле лаботаю…» Ему не стали мешать – пусть работает.
-Дети играют в то, что видят, — объясняет Наталья.
Денис видит, как работает его самый лучший папа – фермер. И он, когда вырастет, будет таким же…
Ради этого его Роман и Наталья иногда на пределе возможностей работают. Чтобы дети – Ирина, Юля, Денис — были счастливы: чтобы они имели все необходимое, а главное – чтобы умели жить. То есть, чтобы умели работать. И – чтобы, как родителям, работа была им в радость…
В 2008 году Аринушкины взяли в аренду 320 га бывших колхозных плантаций. Других вариантов не было – вся земля была разобрана.
-Роман один на старом ДТ выкорчевывал деревья, поднимал целину, — вспоминает Наталья. – Чтобы он мог работать, не отвлекаясь на бумажную волокиту, хозяйство оформили на меня.
-Начав получать урожаи стали покупать технику, — продолжает Роман. — Кроме зерновых и подсолнечника, пробовали сеять арбузы и дыни. Со сбытом были проблемы. Решили заняться картофелеводством. В Самаре закупили импортные семена — подбирали наиболее приемлемые для нашей зоны. Первый урожай показал, что не промахнулись: и вкусовые качества отличные, и хранится хорошо. Урожайность – до 40 тонн с га.
-Не маловато?
-Если пичкать удобрениями, можно получать до 100 тонн. Мы ими не злоупотребляем. Люди покупают наш картофель, потому что знают: он — экологически чистый. Поставляем его районной больнице. Чтобы выйти на большие объемы, нужен картофелеуборочный комбайн, хранилище с климат-контролем. Такие затраты мы не можем себе позволить. Поэтому сажаем столько, сколько можем реализовать в районе — 7-8 га.
Выращиваем пшеницу, ячмень, подсолнечник. В этом году посеяли нут на семена. Земли мало, поэтому работаем без паров. Убрав ячмень, обрабатываем землю, вносим удобрения и сеем озимку. Получаем до 40 ц/га. В этом году на некоторых участках урожайность достигала 60 ц/га.
-Цены устраивают?
-Вырастил фураж — естественно, цена будет ниже. Чтобы получать продовольственное зерно, надо возвращать земле то, что берешь от нее. Мы делаем анализ почвы каждого участка, чтобы знать, чего ей не хватает, какие удобрения и в каком количестве нужно внести.
Все приобретаем на заработанные средства. Господдержку ни разу не получали. Некогда заниматься оформлением. И нет смысла. Купили два новых «Беларуса». Агрегаты стараемся обновлять. На днях из Краснодара должен прийти дискатор…
-Сколько у вас работают?
-В основном родственники, — объясняет Наталья, – его отец, мой брат берет отпуск и приезжает, когда идет уборка. Александр Есипов, можно сказать, тоже член семьи – пришел к нам совсем молодым. Теперь, как и Роман, многодетный отец: у него трое детишек. На период сева и уборки, на уборку картофеля нанимаем людей.
-Сейчас,- дополняет Роман, — я мог бы позволить себе взять еще одного механизатора, — Но мне доставляет удовольствие самому пахать, культивировать, а потом смотреть, как появляются всходы, как поднимаются.
Помогаем селу: ровняем дороги, делаем противожарные полосы. Крышу в школе перекрыли за наш счет. Выделили средства на пластиковые окна, двери. Люди обращаются с просьбой помочь: что-то перевезти, площадку под навоз поставить – не отказываем. Отходы зерновых не продаю – раздаю людям. Ячмень реализуем по 6,5 руб., а населению продаем по 6 руб. Меня спрашивают: зачем? Отвечаю: мы здесь живем. И наши дети здесь будут жить.
-Когда отдыхаете?
-Я – зимой, — отвечает Роман. — Хожу на охоту, в спортзал, езжу в Елань, занимаюсь на тренажерах.
-А я – никогда, — смеется Наталья. – Я ведь еще и в школе работаю…
Новый дом Аринушкины заложили не в Елани — в Терсе.
-Роман очень привязан к родному селу, — объясняет Наталья. — И я привыкла. За нашими полями – лес. Детям – раздолье. Здесь они растут вдали от соблазнов городской цивилизации…