Волго-Донской судоходный канал – одна из рукотворных жемчужин, которыми по праву может гордиться Волгоградская область – отмечает в нынешнем году знаменательную дату. Ровно 65 лет назад, 27 июля 1952 г. в ворота шлюза № 1 вошел первый теплоход, открывший канал для постоянного судоходства.
От скифов до наших дней
Соединить Волгу и Дон мечтали еще древние скифы, которым приходилось перетаскивать свои суда по суше из одной реки в другую. В XVI веке это попробовал сделать султан Сулейман, в XVIII – Петр I.
Успешной оказалась третья попытка – ее предприняли в СССР после разгрома фашистских войск под Сталинградом. В 1948-м был завершен проект строительства, а через 3,5 года Волго-Донской судоходный канал им. В.И. Ленина длиной больше 100 км соединил Каспийское, Черное, Азовское, Белое и Балтийское моря. Для сравнения – Панамский канал длиною чуть более 81 км строили 34 года, 164-километровый Суэцкий канал – 11 лет.
На протяжении 65 лет руководителями учреждения были Дмитрий Агафонов, Иван Бирюков, Вартан Чмшкян, Вадим Виноградов, Игорь Коблев. Каждый внес вклад в его развитие. После освоения уникального гидротехнического сооружения усилия были направлены на улучшение судоходных условий, обеспечение безопасности пропуска судов. С начала 80-х до середины 90-х внедряли автоматизированную систему управления. Позже проводились работы по реконструкции и переоснащению с привлечением новых технологий и современных разработок.
Две тысячи водных путей
С конца 2010 г. руководитель ФБУ «Администрация «Волго-Дон» – Олег Шахмарданов. В ведении учреждения – 2187,5 км водных путей в Волгоградской, Ростовской, Воронежской, Липецкой областях, Краснодарском крае и Республике Адыгея. Кроме Волго-Донского судоходного канала в его состав входят Волгоградский гидроузел на Волге, гидроузлы на Дону (Цимлянский, Николаевский и Константиновский), Воронежский гидроузел на р. Воронеж и Федоровский судоходный шлюз на р. Кубань.
Всего в учреждении эксплуатируются 22 судоходных шлюза, 3 насосные станции, 26 судоходных каналов, 20 земляных плотин и дамб, межшлюзовая ГЭС, а также 120 единиц технического флота, более 80 объектов энергетического хозяйства и технологической связи.
В целом за навигацию в 2016 г. через Волго-Донской канал прошло 5,68 тыс. судов, которые перевезли больше 9 млн тонн грузов. Основная их часть – 6,17 млн тонн – нефтепродукты.
За этот период выполнено 65,78 тыс. шлюзований. Продолжительность навигации составила 248 суток. Всего за 65 навигаций в целом по Волго-Донскому бассейну перевезено 636,95 млн. тонн грузов, произведено 6,2 млн шлюзований, пропущено 1,44 млн единиц флота.
Волго-Донской судоходный канал: комплексная реконструкция
Начиная с 2010 года, в учреждении проводятся мероприятия по разработке проектной документации и реализации комплексного проекта реконструкции объектов Волго-Донского судоходного канала. За последние 5 лет здесь заменены большинство старых, исчерпавших несущую способность напорных металлоконструкций двустворчатых ворот шлюзов. Для повышения надёжности механического оборудования подъёмно-опускные ворота шлюзов № 2,5,7,11 перевели с опор качения на современные опоры скольжения с электрообогревом. Насосное оборудование этих шлюзов заменили на современные погружные насосы повышенной производительности – чтобы обеспечить незамедлительное осушение камер шлюзов и быстрое выполнение ремонтных работ.
Вместо цепного механизма привода подъёмно-опускных ворот шлюза № 7 установили гидравлический привод ворот с компьютерным управлением частотой вращения гидронасосов. На всех шлюзах внедрили информационно-управляющую систему технологической безопасности судопропуска – чтобы решить вопросы надёжности и безопасности в управлении их оборудованием на новом, не уступающем мировому, уровне,
В стадии завершения – создание единой системы диспетчеризации канала на основе современных информационных технологий. Её назначение – оперативно предоставлять информацию о состоянии сооружений, механизмов и оборудования в диспетчерскую службу канала.
В стадии выполнения находятся работы по полной реконструкции энергетического хозяйства насосных станций, включая подстанции 110/10 кВ.
Всем спасибо!
Важное значение в содержании и эксплуатации внутренних водных путей и гидротехнических сооружений Волго-Донского бассейна принадлежит техническому флоту. Он выполняет работы по поддержанию гарантированных габаритов судовых ходов, по обслуживанию плавучего и берегового навигационного оборудования, по ремонту и реконструкции гидротехнических сооружений бассейна.
Безаварийная работа бассейна обеспечивается также службой государственного портового контроля с инспекциями в основных портах базирования флота – Воронеже, Калаче-на-Дону, Волгодонске, Краснодаре, Волгограде.
– Несмотря на гидротехническую и архитектурную уникальность Волго-Донского комплекса сооружений, главной гордостью канала всегда будут люди, построившие и эксплуатирующие это великолепное творение, – считает Олег Шахмарданов. – Благодаря их профессионализму канал со дня его ввода в эксплуатацию сохранил прежний вид и былую славу. Спасибо всем за добросовестный труд, за верность профессии и своему предприятию! Всем – крепкого здоровья, благополучия, счастья и удачи!